Тонкости туризма в Грузии: грань между кризисом и возрождением

© photo: Sputnik / StringerВид на монумент "Мать Картли" со старого района Тбилиси Сололаки (улица Ахосписрели)
Вид на монумент Мать Картли со старого района Тбилиси Сололаки (улица Ахосписрели) - Sputnik Грузия
Подписаться
Высококвалифицированные кадры, исправно работающие коммуникационные системы, соответствующая инфраструктура – страна с претензией на звание одного из самых популярных туристических мест должна соответствовать всем этим пунктам

В эксклюзивном интервью Sputnik Грузия бывший председатель Департамента туризма Грузии Майя Сидамонидзе рассказала, что индустрия туризма в стране стоит перед большими вызовами и над ними нужно начать работать прямо сейчас, чтобы достичь реальных результатов уже через несколько лет и избежать регресса.

По ее словам, первый этап туристического развития страна уже прошла — он был связан с либерализацией визового режима и политикой открытого неба. Появление новых прямых авиарейсов и компаний сделало Грузию конкурентоспособной.

© FB / Maia SidamonidzeБывший председатель Департамента туризма Грузии Майя Сидамонидзе
Бывший председатель Департамента туризма Грузии Майя Сидамонидзе - Sputnik Грузия
Бывший председатель Департамента туризма Грузии Майя Сидамонидзе

В регионах Рача, Имерети, Кахети, Аджарии, Сванети развиваются курорты, строятся дороги, устанавливаются указательные знаки, появляются информационные центры, в результате у местных и зарубежных инвесторов появляется желание начать бизнес и строить гостиницы, объекты питания или развлечения. Однако с увеличением наплыва туристов появились новые вызовы, связанные с качеством обслуживания, с нехваткой профессиональных кадров, с хорошей инфраструктурой.

Вид на парк Рике, старый Тбилиси и Мост Мира - Sputnik Грузия
The Telegraph: в Грузии туристов больше, чем местных жителей

"Вкладывать еще больше денег инвесторам мешают такие факторы, например, как бюрократические процедуры, существующие в стране. Мы говорим, что в нашей стране легко делать бизнес, а зарегистрировать компанию можем за один день. Но есть проблемы, связанные с разрешением начала строительных работ, приобретением или переоформлением земельных участков в мэрии или местных самоуправлениях. Многие инвесторы сегодня сталкиваются с этим", — сказала Сидамонидзе Sputnik.

Отсутствие в некоторых туристических точках страны коммуникационной инфраструктуры, канализации, электричества, качественного питания также мешают росту количества туристов.

"Решение подобных проблем является очень важной предпосылкой для того, чтобы на курортах была развита туристическая инфраструктура. Ведь мы не используем даже одну пятую часть нашего туристического потенциала", — подчеркнула Сидамонидзе.

© Sputnik / Alexander ImedashviliТуристы фотографируют достопримечательности в центре Тбилиси солнечным весенним днем
Туристы фотографируют достопримечательности в центре Тбилиси солнечным весенним днем - Sputnik Грузия
Туристы фотографируют достопримечательности в центре Тбилиси солнечным весенним днем

Нарушение прав туристов

Потребительские права и туристов, и граждан Грузии должны регулироваться на основе контрактных соглашений, считает Сидамонидзе. Потребительские права в некоторых случаях нарушаются не только среди туристов, но и жителей Грузии, которые обращаются в туристические агентства, тратят деньги, но не получают должного обслуживания.

Туристы гуляют по центру Тбилиси, осматривая работы художников у Сухого моста - Sputnik Грузия
Что иностранцы не любят в Грузии - Топ-10

"Гражданское право должно работать исправно, и когда ты занесешь иск в суд, дело не должны рассматривать в течение трех-четырех лет — многие уже просто устают судиться. А в тех случаях, когда туристам, к слову, в Рача вместо пяти лари заставляют платить сто лари только потому, что он турист, — это больше проблема добросовестности", — сказала Сидамонидзе.

В стране необходимо проводить перманентные информационные кампании для повышения осознания обществом той пользы, которую приносят туризм и посетившие страну гости. Ни в коем случае местные жители не должны создавать стране плохой имидж и отпускать туристов с плохим опытом от путешествия в Грузии.

© Sputnik / Alexander ImedashviliТуристы осматривают грузинские сувениры и изделия ручной работы на Сухом мосту
Туристы осматривают грузинские сувениры и изделия ручной работы на Сухом мосту - Sputnik Грузия
Туристы осматривают грузинские сувениры и изделия ручной работы на Сухом мосту

Одним из важных компонентов для развития туризма является сотрудничество частного и публичного секторов, однако в этом процессе во многих странах включена и третья сторона — местное население. В Грузии, по словам Сидамонидзе, местные жители разных курортных уголков страны задаются вопросом "Да, приезжает турист, а мне-то что?" Важно, чтобы все в стране понимали, туристы – это источник для трудоустройства, предпосылка для начала пусть даже маленького бизнеса — от продажи сувениров и до открытия объектов питания, отметила Сидамонидзе.

Батуми - Sputnik Грузия
Институт туризма основали в Грузии

Бывшая глава департамента туризма Грузии уверена, что если сегодня кто-то не может трудоустроиться, то это означает, что у него нет навыков и он обязательно должен их приобрести.

Система образования в сфере туризма

Тренинги обслуживающего персонала, семинары для гидов, открытие профессиональных училищ — государство часто анонсирует подобные мероприятия, подчеркивает Сидамонидзе. Но ни семинары, ни открытие профессиональных колледжей, по ее мнению, не будут иметь смысла, если в них не работают квалифицированные преподаватели и нет соответствующей литературы на грузинском языке.

"Если у тебя есть амбиция вырасти в хорошего гида всего за два-три месяца, то нужно понять, что это невозможно. Ведь существуют стандарты образования, которым должен соответствовать. Повара, закончившие трех-четырехмесячные курсы, конечно, не смогут обеспечить качественным обслуживанием клиентов и показать достойный результат на рынке туризма", — подчеркнула Сидамонидзе.

© Sputnik / Alexander ImedashviliФигура грузина во Мцхета
Фигура грузина во Мцхета - Sputnik Грузия
Фигура грузина во Мцхета

С такими же проблемами сталкиваются студенты в университетах, отметила Сидамонидзе. В стране туризм, объявленный главным приоритетным направлением, считается одним из подразделений бизнес-администрирования, а такой подход неправильный, считает эксперт.

Бурка с папахой у крепости Ананури - туристам тут предлагают сфотографироваться за два лари - Sputnik Грузия
Что иностранцы больше всего любят в Грузии - Топ-10

Туризм — это совершенно отдельная область, и человек, который хочет овладеть этой профессией, не должен в течение двух лет учить предметы по ведению бизнеса, а по своей профессии не набирать и шести предметов.

"Нужно иметь более гибкую систему образования. По всему миру менеджеров гостиниц и специалистов по туризму обучают на практике, но у нас почему-то лектора обязательно должны быть с какой-то очень высокой академической степенью, но это не обязательно. В этой индустрии все успешные лектора являются практиками, и важнее, когда они делятся своим опытом, а не какими-то теоретическими знаниями", — отметила Сидамонидзе.

По словам Сидамонидзе, необходимо популяризовывать работу в сфере обслуживания, донести до части общества, что это не постыдное дело, а, наоборот, большая перспектива для дальнейшего карьерного роста.

Языковой барьер – враг туризма

Туристам Грузия, безусловно, нравится. Большинство из них уезжает отсюда в полном восторге и восхищении. Но это не означает, что им всегда и везде было легко и хорошо. Помимо проблем с качеством питания, инфраструктуры или развлечений в некоторых местах они сталкиваются и с языковым барьером. По словам Сидамонидзе, это не происходит массово, но все-таки имеет место.

Мцхета весенним днем - Sputnik Грузия
Тест: угадай города Грузии по их достопримечательностям

"Например, в прошлом году приехали гости из Катара, которые могли позволить себе потратить внушительную сумму на отдых и развлечение. Они остановились в гостинице Боржоми и элементарно не смогли получить информацию от обслуживающего персонала, куда бы могли поехать неподалёку от города. Им посоветовали Казбеги, а не Бакуриани или Ахалцихе, которые находятся рядом. Есть информационный дефицит и языковой барьер", — подчеркнула Сидамонидзе.

Она также отметила, что было бы неплохо создать некую онлайн-платформу, с помощью которой туристы могли бы легко получить ту или иную информацию.

По словам Сидамонидзе, важно не только подсчитывать посетивших Грузию иностранцев, а постоянно развивать качественные туристические продукты вместе с инфраструктурными проектами. Тогда удастся направить силы и на обслуживание сегмента, готового потратить большую сумму на отдых и развлечение в Грузии.

Лента новостей
0