На Мтацминдской канатной дороге почти 30 лет назад случилась трагедия, унесшая 19 жизней, 42 человека получили тяжелые увечья. Большинство из них были дети, в том числе учащиеся ахалцихской школы №5, в Международный день защиты детей приехавшие на экскурсию в Мтацминдский парк.
Хронология рокового дня.
1 июня, в 15:15, на тбилисской Мтацминдской канатной дороге неожиданно порвался трос, и две параллельно подвешенные гондолы остались без крепления. Одна из кабин, которая была ближе к нижней станции, ударилась об стену, в результате чего пострадали сразу несколько человек. Верхняя кабина начала стремительно набирать скорость и врезалась в перекрученный подъемный трос. Удар оказался настолько сильным, что гондола раскололась надвое. Примерно с 20-метровой высоты люди упали на крышу и во двор шестиэтажного здания. Некоторые пассажиры в панике прыгали из кабины еще до столкновения.
За два года до трагедии, в 1988 году, канатная дорога была реконструирована по проекту инженера Вахтанга Лежава. По проекту, вместо трех опорных вышек, оставили две, после чего 20-метровая нижняя вышка была заменена на 25-метровую. Произведенные итальянской фирмой новые гондолы прямоугольной формы были рассчитаны на 40 человек. Смена старых кабинок произошла из тех соображений, что на канатке постоянно были длинные очереди, и новые, более вместительные кабины, могли облегчить эту проблему… В момент трагедии в нижней гондоле было 46 пассажиров, в верхней – 47…
В очередную годовщину этого трагического дня Sputnik Грузия нашел очевидцев, которые рассказали об увиденном и пережитом.
Батумская актриса Ия Гогиберидзе 1 июня гостила у своей тети в Тбилиси. После этого случая у нее появилась боязнь закрытого пространства и высоты.
"Первого июня мы вместе с подругой пошли на фуникулер…. Никогда не забуду тот день! Знаете, как это было? Мы были наверху и собирались спускаться. Проводник сказал, что снизу уже подымается вторая кабина, и нужно ее подождать — она, мол, будет посвободнее. Вдруг за нашей спиной обрушилась стена. Мы не понимали, что происходит… У нас на глазах развернулась ужасная трагедия. Слышались крики, вопли, плач… Люди будто сошли с ума", — рассказала Ия.
Самое страшное ее воспоминание о трагедии связано с детьми-близняшками.
"Особенно я запомнила близняшек – двух маленьких красавиц, которые гуляли в Мтацминдском парке вместе с бабушкой. Девочки были в центре внимания, все с ними заговаривали, ласкали… Ужасно то, что в той злосчастной кабине было мало места, и мы его уступили близняшкам… Совершенно обезумевшие от произошедшего, мы, наконец, пешком добрались до города и поспешили к телефонным автоматам, чтобы позвонить домой и сообщить, что мы живы. А до этого все зашли в церковь…", — поделилась Ия.
Тбилисец, фитнес-инструктор Давид Ратиани в тот день был на канатке вместе с ребенком родственников. После того дня у него появились серьезные проблемы со здоровьем.
"Тот кошмар вспоминается, как замедленные кадры. В момент аварии я был в кабине, подымался наверх. Помню, когда это произошло, проводник начал кричать, чтобы мы легли на пол, но смысла это делать я не понимал. Он начал опускать тормоз кабины, но какой толк от этого?! Он был неисправен. Вагончик был переполнен… Ребенок, который был со мной, к сожалению, погиб. У меня возникли проблемы с позвоночником", — поделился своими воспоминаниями Давид.
Произошедшее он назвал диверсией.
"Создавалось впечатление, будто новая система специально была так неправильно установлена. К тому же, новые вагоны были больше старых, а трос оставили тот же. Так что, естественно, старый трос не мог выдержать повышенную нагрузку. Эта история по сей день непонятна… Высказывалось много предположений, но я все же считаю, что это была диверсия, и эта версия мне кажется наиболее убедительной и правдоподобной", — отметил Давид.
При этом он подчеркнул, что после аварии пострадавших будто специально отдалили друг от друга, чтобы они не могли общаться.
Жительница Тбилиси Тамрико Мамиконян в момент трагедии вместе с соседским ребенком была на проспекте Руставели, стояла в очереди за билетами на канатку.
"На канатной дороге всегда стояли очереди. Однако в этот день — в Международный день детей — было особенно многолюдно, и в парке Мтацминда проводились различные мероприятия. Мне тогда было 19 лет. Я взяла соседского ребенка в Мтацминдский парк. Было примерно 2-3 часа дня. Лето, жара. Мы стояли в огромной очереди за билетами на нижней части канатной дороги на Руставели. Помню, я посчитала людей и сказала ребенку, что "этот поедет, вернется и на третьем поедем мы"… Через какое-то время мы услышали шум. Начались крики, паника. Сказали, что канатка свалилась, оборвался трос. Сразу прибыла милиция. Приехали бригады скорой помощи. Я увидела оборванные тросы. Нас всех оттуда вывели, а двери закрыли, внутрь уже не пускали. От испуга меня трясло", — рассказала Тамрико.
Говорили, что тросы были старыми. Еще высказывалась версия, что кабинки были перегружены, однако она считает это маловероятным.
"После этого случая я даже в метро не спускалась…", — поделилась Тамрико.
Алесе Сверчковой тогда было 9 лет, и трагедию она наблюдала с балкона своего дома.
"Мне было 9 лет… Ужасное воспоминание детства. Вот и сейчас – вспоминаю, и все внутри дрожит…", — поделилась она.
"Я, мой брат и папа сидели на балконе. Вдруг послышался страшный грохот, перед нашими глазами пролетела кабина канатки и врезалась в станцию. Это был тот вагончик, который спускался вниз. Он был переполнен пассажирами! Второй, который поднимался, на полной скорости задел тот, что направлялся вниз, и его разорвало надвое. Люди посыпались на крыши вместе с этой огромной половиной кабины. Крики, ужас!.. Папа посылает за фотоаппаратом, но я застыла в шоке… Вижу: раскачивается оставшаяся часть кабины, в ней два, то ли три ребенка, они кричат о помощи, плачут… Папа уже на месте трагедии. Мы одни с братом в оцепенении, в ужасе от того, что происходит…", — рассказала Алеся.
После перенесенного в детстве стресса, она избегает не только канатной дороги, но и лифтов.
"Всю жизнь вспоминаю этот день, детей в той повисшей расколотой кабине. До сих пор страшно… После этого случая я и канатная дорога (лифты, самолеты…) несовместимы. Пешком спокойнее", — сказала Алеся.
Проживающая в США уроженка Тбилиси Инга Адамс-Поганик в тот день находилась в больнице.
"Моему ребенку, который тогда был совсем маленьким, как раз сделали операцию, и мы находились в дигомской больнице. Стояла жара, в больнице тогда не было кондиционеров. Помню, в нашей палате лежал еще мальчик, и при нем тоже находилась мама. В тот роковой день в больнице вдруг поднялся страшный крик, двор наполнился людьми, по коридору везли пострадавших, медсестры бегали, срочно готовили операционные. Мы поначалу не знали, что происходит, но было очень страшно. Потом кто-то принес известие о том, что сорвалась канатка…", — поделилась воспоминаниями Инга.
Палатный врач, который запомнился ей как замечательный молодой доктор, дежурил как раз в тот день и всю ночь провел в операционной.
"Выходил ненадолго, уставший и бледный, присаживался в коридоре минут на 10 и снова направлялся в операционную. Я и моя соседка по палате (нам было лет по 25-26) старались ему хоть как-то помочь. Но что мы могли сделать? Единственное, что было в наших силах, это всю ночь варить кофе ему и всему медперсоналу, чтобы как-то их взбодрить. Никогда не забуду глаза того врача – красные от переутомления и бессонной ночи… Врачи вместе до последнего боролись за жизнь каждого пациента…", — рассказала Инга.