Проливной дождь в Тбилиси в летную ночь 2015 года изменил судьбу многих людей. Тогда маленькая и, казалось бы, ничем не опасная река Вере разрушила все на своем пути. Уровень воды в реке поднялся из-за обвала, который произошел на дороге Цкнети-Бетания. На некоторое время реку Вере перекрыло, и она вышла из берегов.
Одним из эпицентров стихийного бедствия стала улица Сванидзе, а именно нижняя ее часть, где тогда были жилые дома и приют для бездомных собак бизнесмена Тамаза Элизбарашвили. Река Вере затопила зоопарк, жилые дома, центральные улицы города.
Наводнение унесло жизни 21 человека, а двое до сих пор числятся в списке без вести пропавших.
Выжившие
Ирина Эсебуа — одна из тех, кому удалось чудом выжить в ту жуткую ночь, с 13 на 14 июня 2015 года. В тот день она задержалась на работе допоздна.
Внезапно машину, в которой находились Ирина, Мариам и Георгий ударила волна и ее унесло.
"Но вскоре автомобиль где-то застрял и остановился. Мы выпрыгнули из машины. Моего друга Георгия сразу унесло водой. Он смог вынырнуть через 15-20 метров. В то время на другой части дороги еще не было воды и люди, которые успели выйти из машин, стояли на разделительной линии. Я и Мариам стояли на машине. Кто-то закричал нам, чтобы мы прыгали. Наверно, он увидел, что огромная волна идет в нашу сторону. Когда мы прыгнули, первая волна сразу же накрыла нас", — отметила Ирина.
Нога Мариам застряла под бревном, которое принесло потоком воды.
"Это нас удерживало. Я держалась за Мариам и пыталась помочь ей высвободить ногу. Как только мы смогли высвободить ее ногу, хотели как-то добраться до Георгия. Мы слышали его голос и видели силуэт. Но моментально вода выбросила нас куда-то. Даже сейчас, когда я прохожу то место, не могу точно определить, где мы тогда находились", — поделилась Ирина.
"Когда я вынырнула из воды, вокруг было темно. А когда я посмотрела вверх, там была дорога. Я настолько испугалась, что в какой-то момент потеряла сознание. Оказывается, именно в это время из воды вынырнула Мариам. У меня были длинные, распущенные волосы. Она схватила меня за волосы, потащила за собой и достала меня из воды. Мы увидели какую-то маленькую железную конструкцию и взобрались на нее. Но от нашей тяжести она нагибалась, и нам пришлось спрыгнуть оттуда…", — рассказала Ирина.
Там уже не было глубокой воды, но опасность сохранялась.
"Она (вода – ред.) доходила до талии. Но мы понимали, что не были в безопасности и должны были двигаться дальше, чтобы спастись. Мы увидели, что где-то была земля и перепрыгнули через какое-то ограждение. Тогда мы оказались в зоопарке. На то время звери уже были на свободе, но мы ничего не знали. Единственное, что увидели — это лебедь, который прошел перед нами. Но, изначально я ничего не сказала, думала, что мне показалось, потому что была в шоке. А потом мы поняли, что были в зоопарке", — поделилась Ирина.
А дальше было спасение.
"Вскоре откуда-то появился мужчина. Он помог нам добраться до административного здания и дал телефон, чтобы мы позвонили своим родителям. Сразу же вызвали скорую, и нас доставили в больницу. Спустя два-три часа в ту же больницу доставили и Георгия. У Мариам была сломана нога, а у меня ребро. Мы пролежали в больнице неделю. А Георгию сделали переливания и вскоре отпустили", — сказала Ирина.
"В тот день погибли две сестры Индира и Лиза Зарандия. Индиру нашли в воскресенье, а вторую – Лизу, спустя пять дней. Индира была моей сотрудницей. Мы не были вместе в тот день, она оказалась там случайно. Мы работали посменно. Я должна была работать утром в субботу. Но сотрудница попросила, и мы поменялись сменой. Мариам поступила так же. Мы реально оказались там случайно. Мы должны были работать утром, и в то время нас не должно было быть на том месте…", — поделилась воспоминаниями Ирина.
Спасатели животных
За 10 дней до трагических событий в Тбилиси произошло еще одно наводнение, однако тогда масштабы были сравнительно меньше. В тот день больше всех пострадал частный приют для собак Тамаза Элизбарашвили. В результате погибли несколько десятков собак.
Тогда многие пришли на помощь четвероногим друзьям. Михаил был одним из них.
"После первого наводнения мы приехали в приют и помогали, прибирались. 13 числа, когда пошел сильный дождь, мы с супругой узнали, что приют вновь затопило. И часам где-то к 9 мы были уже на улице Сванидзе. Я находился там до 4 утра. И прямо при мне полностью затопило приют и смыло мост, который ведет к приюту", — рассказал Михаил.
"Когда смыло мост, мы попытались донести до людей, чтобы они уходили. То есть, до людей, которые жили в самом низу этой улицы. Самое интересное, что народ никоим образом не отреагировал. Они говорили: "Да, слушай, не переживай, нас недавно так же затопило. Ничего, все нормально будет". Мы по мере возможности вытаскивали собак. А людей вытаскивали уже потом, когда уже реально затопило и вода поднялась чуть ли не до Тамарашвили", — поделился он.
Собаки не хотели покидать территорию.
"Если честно, было довольно-таки жутковато. Как только мы подъехали — я уже знал всех этих ребят, которые работали в приюте у Тамаза Элизбарашвили, я говорю: "Ребята, если будет топить, вы хотя бы клетки откройте, чтобы собаки выбрались". Потому что, при первом потопе там погибли собаки. И вот, прямо на моих глазах, через час там резко началось — смывало клетки с собаками, ограждения и мост. И что самое интересное, собаки не уходили оттуда", — рассказал Михаил.
Большая часть населения улицы Сванидзе не реагировала на призывы срочно покинуть территорию.
Желание спасти животных на улицу Сванидзе привело и Нино Хаиндрава. В ту ночь она оказалось в эпицентре событий.
"Когда начался дождь, мне позвонила моя подруга Нана и сказала, что наводнение повторяется. Я сразу же села в машину вместе с подругой и ее ребенком – 12-летней дочкой, и мы поехали на улицу Сванидзе. С приближением уровень воды поднимался. Я боялась, чтобы машина не остановилась. Но мы добрались до места. Остановили машину и побежали вниз. Но когда пришли, то там уже никого не было и приют уносило", — вспоминает Нино те жуткие события.
На улице Сванидзе уже было темно и практически ничего не было видно.
"Мы стояли и думали, куда идти и что дальше делать. Внезапно мы почувствовали, что стоим в воде. Тогда мы поняли, что другого выхода нет, и мы побежали наверх. Когда мы поняли, что уровень воды поднимается все выше, мы начали кричать, поскольку на улице не было никого. В конце мы начали кидать камни в окна, чтобы разбудить людей. Это происходило в период с 11 до 11:30 ночи.
"Они кидали привязанные к веревке покрышки в воду, доплывали до домов и так вытаскивали людей, которые нас не послушали и остались дома. Эти парни фактически своими силами, своими руками спасли многих. К этому времени уже было столько воды, что вокруг плавали порядка десяти машин", — вспоминает Нино.
Позже появились спасатели, но к этому времени там уже было мало людей.
"Потом мы уже разделились. Часть пошла помогать в зоопарке, а часть — осталась в приюте для собак. На второй день мы искали собак. Вокруг было много грязи и мусора. Там уже работали соответствующие службы. Хочу отметить, что хорошо поработала служба мониторинга животных. Только они были на месте, даже когда не были осмыслены масштабы происходящего. К сожалению, спасатели пришли поздно…", — сказала Нино.
Поколение "резиновых сапог"
Вырванные с корнями деревья и много грязи – такую картину на второе утро увидели жители Тбилиси в центре города. С первого дня к поисковым и очистительным работам подключилась молодежь, которая наряду с представителями официальные структур, трудилась с утра до вечера. Трагедия сплотила не только молодых, но и весь город, всю страну. Желание помочь тогда выразили порядка 10 тысяч волонтеров, которых прозвали поколением "резиновых сапог".
"В ту ночь я была дома. Приблизительно после 12 часов ночи постепенно посредством СМИ, телевидения и интернета мы узнали, что это не был обычный дождь. Изначально очень многие были в информационном вакууме и не знали о происходящем, и утром мы даже не могли себе представить, что могло быть столько жертв", — сказала Татия.
Татия напомнила, как в первые дни после стихийного бедствия все были довольно напуганы из-за животных, которые сбежали из зоопарка, боялись выходить на улицу.
"За короткий срок посредством интернета все было организовано, чтобы молодежь убирала разные места. Насколько я помню, одной из локаций было Ваке-Сабуртало. Лично я находилась в парке Мзиури. В социальной сети создали очень много групп, с помощью которых собралась молодежь и пошла помогать", — рассказала Татия.
Ребята заранее купили перчатки и защитные средства. Однако, когда они пришли на место, то там уже все было.
"Все было очень хорошо организовано. Отдельно были группы молодежи, которые обеспечивали едой тех, кто целый день убирал улицу. Они снабжали волонтеров водой, защитными средствами, перчатками, повязками. Кроме того, в случае какого-либо повреждения на теле, люди могли обращаться за прививками. Когда мы пришли непосредственно на место, лично для меня и не только, эмоциональным было то единодушие, которое там ощущалось. Там собрались не только молодые ребята, но и люди всех поколений. Тот день объединил нас", — сказала Татия.
"К сожалению, эта травма осталась. И каждый раз, когда идет дождь, это напоминает о судьбоносном дне. Но то, что произошло после этой трагедии, во мне и не только, зародило чувство, что мы можем надеяться на поддержку друг друга, что мы не должны бояться, и что в такие критические моменты мы можем стоять рядом. Думаю, что сплоченность людей – это самое важное, что произошло после этого трагического дня", — поделилась Татия.