Нана Кавтарашвили — грузинская оперная певица драматического репертуара, известная сопрано, уже 22 года принимает участие в концертах и спектаклях высокого уровня, проводимых в различных европейских странах. Каков ее творческий путь, как она из Тбилиси 90-х годов оказалась в эпицентре мировой оперной музыки – об этом рассказывает сама певица, с которой мы связались в Италии.
— Несмотря на то, что у нас в семье не было музыкантов и вообще людей, тесно связанных с искусством, петь я начала с трехлетнего возраста. Мама моя была врачом, папа – историком. Я очень любила ансамбль "Мзиури" и пела почти все песни, которые были в его репертуаре. "Концерты" я устраивала для соседей. Занавеска на дверях из комнаты на балкон ассоциировалась для меня со сценической занавесью. Соседи мне заказывали песни… У меня был очень звонкий и сильный голос.
Когда мне исполнилось 15, все думали, что я пойду в эстраду. Играла на фортепиано и даже создавала произведения, но мама посоветовала мне поступить на вокал. Она чувствовала потенциал и данные моего голоса, понимала, что у меня очень сильный оперный голос, который звучал естественным образом – я подражала Марии Каллас…
Мамина интуиция не подвела. После окончания школы я училась в Третьем музыкальном училище на факультете вокала, затем поступила в консерваторию, в класс Юлии Палиашвили.
- В 90-е годы, когда вы окончили консерваторию, по понятным причинам, оперное искусство у нас не развивалось…
— Да, это было трудное время, когда грузинская культура, практически, умирала. В театрах постоянно гас свет, зимой не было отопления, и спектакли не проводились… Консерваторию я окончила в 1993 году, и вскоре мне удалось выехать за границу, чтобы воплотить свои мечты, потому что в Грузии такой возможности не было. Мои педагоги всячески внушали мне, что нужно уезжать, если не хочу погибнуть — как творческий человек и оперная певица.
- Как проходила ваша адаптация в Италии, и где состоялся творческий дебют?
— Адаптация далась нелегко, а первые годы были и вовсе очень трудными, препятствий встретилось немало. Прежде всего, это был языковой барьер. Стипендию приходилось распределять между платой за квартиру и различными бытовыми нуждами. Нелегко было прижиться в незнакомой среде, общаться с незнакомыми людьми. А самую большую боль причиняла разлука с семьей и родной страной. Вскоре я узнала о смерти моего 22-летнего брата, из-за чего я собиралась покинуть Италию и бросить пение.
И тут большую роль сыграла опять же мама, которая меня очень подбадривала и настаивала на том, чтобы я не бросала свою цель и продолжала заниматься пением. "Это будет большим преступлением", — говорила она. Я взяла себя в руки и продолжила занятия. Со временем все встало на свои места… Здесь я обрела друзей, которые очень меня поддерживали.
- В последнее время вы часто приезжаете в Грузию…
— Да, скучаю очень по Грузии и всегда рада приехать в Тбилиси. Но спустя некоторое время уезжаю снова разочарованной, потому что уровень жизни в Грузии пока что не такой, как в Европе. Тем не менее, моя страна мне дороже всех – она самая красивая во всем мире, и я надеюсь, что очень скоро в ней все изменится к лучшему…
В последний раз в Грузии я побывала совершенно недавно – приняла участие в гала-концерте в честь 100-летия консерватории. На нем, кстати, выступали и другие проживающие за рубежом наши соотечественники. 2 июня итальянское посольство пригласило меня на мероприятие по празднованию Дня признания Итальянской республики, где в присутствии представителей правительства и дипкорпуса я исполнила государственные гимны Грузии и Италии…
- А какова ваша несценическая жизнь?
— Личной жизни у меня нет — из-за элементарного отсутствия времени. Моя личная жизнь – это сцена. Певческая карьера связана с большими сложностями. Поэтому люди, служащие большому искусству, редко создают семью.
- Вспомните, пожалуйста, свои счастливые дни…
— Их у меня было немало. Особенно я счастлива, когда занимаюсь своим любимым делом и доставляю радость зрителю. Еще хочу вспомнить день, когда мне сделали операцию, и я вышла из наркоза – будто заново родилась, потому что поняла, что жива и снова могу петь. День, когда родился мой племянник Григол, тоже был одним из самых счастливых в моей жизни. Счастливым будет и тот день, когда я достигну своей цели. Уверена, что это скоро произойдет…
Больше всего жаль, что мои родители скончались и не дожили до моего успеха. А ведь они все сделали для того, чтобы моя мечта осуществилась… Я пока на полпути к цели, и впереди еще нужно многое пройти…