О своих планах на будущее, о поправках в главный закон страны и о многом другом президент Грузии Георгий Маргвелашвили рассказал в интервью телекомпании "Рустави 2" (Rustavi2).
Маргвелашвили, в отличие от своих предшественников, на этом посту обладает ограниченной властью. Это еще более усугубляется на фоне конфликта с правящей партией "Грузинская мечта – демократическая Грузия", членом которой Маргвелашвили был до своего президентства, – его вето преодолеваются, замечания игнорируются, а позиция по важным для страны вопросам остается на уровне заявлений.
Большинство решений президента Грузии требуют согласования с премьер-министром, у него нет права влиять на решения правительства или выступать с законодательными инициативами.
О переживаниях
Маргвелашвили считает, что будь у него больше полномочий, он смог бы сделать больше для страны.
"На посту министра образования у меня было больше полномочий, чем на посту президента", — посетовал он.
При этом Маргвелашвили заявил, что президентом быть сложно.
"Я хотел сделать больше и хочу делать больше. Когда я был в команде "Грузинской мечты" и противостоял "Национальному движению" (бывшая правящая партия Грузии), тогда у меня были другие эмоции. Тогда мы все были настроены более романтично по отношению к будущему. В условиях политической реальности, которая была после, я пытался максимально исполнять свои обязанности. Эти обязанности были сложными", — сказал Маргвелашвили.
Президент также рассказал, о каких невыполненных обязанностях он сожалеет.
"Я хочу поблагодарить население за то, что они быстро все поняли. Они поняли, что я не могу увеличить пенсии, увеличить социальное страхование, обеспечить рабочими местами, решить экономические проблемы и так далее. Я очень многого не сделал за эти 4 года. Очень тяжело знать, что у твоих граждан много сложностей и ты не можешь их решить", — сказал Маргвелашвили.
О втором сроке
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили пока не решил, будет ли он баллотироваться на второй срок.
"На вопросы, нужен ли я обществу, могу ли я решить его проблемы, могу ли я решить его проблемы лучше, чем другие, у меня пока нет ответа", — сказал Маргвелашвили.
Он подчеркнул, что любит свою страну и хочет ей служить, но пока не решил, сможет ли это сделать. "Это и личный, и политический вопрос", — добавил президент.
Уходить в отставку раньше срока для того, чтобы ускорить политические процессы, в том числе отложить принятие поправок в Конституцию Грузии, Маргвелашвили не собирается.
"Назначение выборов не должно происходить для формальности, само общество должно решать, когда оно должно выбирать президента. Это не мой стиль прибегать к уловкам, чтобы остановить какой-то процесс", — сказал Маргвелашвили.
О главном законе
Часть своего интервью президент Грузии посвятил главному событию этого года – поправкам в Конституцию Грузии, которые, среди прочих, предполагают отмену прямых президентских выборов, изменение избирательной системы и переход страны на парламентскую республику. Проект обновленного главного закона страны уже приняли в парламенте в двух из трех чтений.
Маргвелашвили поправки не нравятся. Он даже назвал тостами те пункты, которые касаются запрета на продажу сельскохозяйственной земли иностранцам, уточнения, что брак является союзом между женщиной и мужчиной, и вступления страны в НАТО и ЕС.
"Если Конституция Грузии будет Конституцией тостов или лозунгов, это может быть хорошо для культуры застолья, но я не думаю, что это даст результат", — подчеркнул Маргвелашвили.
Особой критике Маргвелашвили подверг запрет на продажу земли иностранцам. По его словам, на фоне отсутствия стратегии развития сельского хозяйства, норма "Грузинская земля не продается" является лозунгом.
Президент Грузии еще раз призвал правящую партию сесть за стол переговоров по поводу Конституции Грузии.