Sputnik, Алексей Стефанов
О том, что в городе Жуковский будет проходить XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017 узнаешь задолго до въезда в этот подмосковный наукоград – на трассе через каждый километр установлены желтые таблички, извещающие о том, что с 18 по 23 июля въезд в Жуковский будет закрыт для всех видов транспорта без специального разрешения. А возле аэродрома Летно-исследовательского института им. М.М. Громова нет свободных мест для парковки – полным ходом идет подготовка к главному авиационному событию в жизни России, которое проходит раз в два года.
За несколько дней до официального открытия МАКС-2017 представителей СМИ пригласили на генеральную репетицию летной программы авиасалона.
От поставок самолетов к сервисным контрактам
"МАКС-2017" рассматривается как бизнес-версия. Для нас очень важно, что в этом году аккредитовано большое количество авиационных компаний из 47 государств. По системе бизнес-встреч MatchMaking уже назначено более полутора тысяч переговоров. Мы ждем высокой деловой активности", — сказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров.
Уклон авиасалона делается на агрегатные составляющие, уверен замминистра. "Мы показываем новинки и в двигателях, и в бортовом оборудовании. Для нас важны и программы Арктики, которые мы активно отрабатывали последние полтора года, и санитарная авиация, которая запущена для всех регионов России. 33 вертолета точно будут поставлены в 2017 году и начнут работать, защищая жизнь и здоровье людей в чрезвычайных ситуациях", — рассказал Бочаров.
Очень важным моментом в программе авиасалона Олег Бочаров считает демонстрационный полет "БЕ 200" — самолета-амфибии, который часто называют летающей лодкой. "Мы видим жесткие контракты, мы видим производство, которое фактически с нуля восстановили в Таганроге, и уже вышли на четыре машины в этом году. Фактически можно сказать о перезапуске одного из ведущих авиационных производств на юге России", — заметил он.
"У всех компаний – это мировой тренд — упор идет на то, чтобы переходить от прямых поставок самолетов к сервисным контрактам. Мы видим, что глобальный рынок сервисов в три раза превышает рынок продажи самолетов. Это ключевой и интереснейший тренд в нашей стратегии. И по авиационной, и по вертолетной технике мы будем смотреть на страны нашего авиационного присутствия. Если говорить о гражданской тематике, это реконструкция существующей техники, то есть ремонт. Только за весь срок производства "МИ 8" было поставлено 18 тысяч единиц вертолетов. Для тех стран, в которых мы присутствуем традиционно – это страны Латинской Америки, Азии, есть уникальная возможность, отремонтировав их, переоснастив, модернизировав, ввести в строй. Это наша главная задача", — пояснил Бочаров.
Под крылом самолета
Чтобы получше рассмотреть мастерство пилотов, журналистов собрали на специальной многоярусной платформе, откуда открывался замечательный вид на аэродром. И началось – вначале тишину своими лопастями разорвали гражданские и военные вертолеты "Ми-26", "Ми-28" ("Разрушитель"), "Ми-17", "Ми-171", "Ка-52" ("Аллигатор"). Покружив над нами и выполнив сложные маневры, летчики из "Вертолетов России" уступили место пилотам гражданской и военной авиации.
И тут уже асы из асов начали оттачивать в небе над нами свое мастерство, демонстрируя маневренность и уникальные возможности современных машин. В небо одна за другой стали взмывать истребители "Су-34" и "Су-35" и "Т-50". Затем лайнер "Ил-114". Его сменил самолет-амфибия "Бе 200", за ним взлетел ближнемагистральный пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100. Через мгновение в небо взмыл истребитель "МиГ-35", учебно-тренировочный "Як-152" и учебно-боевой самолет нового поколения "Як-130".
Среди прочих экспонатов Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского представит прототип пассажирского высокоскоростного авиалайнера будущего, работающего на водородном топливе. Предполагается, что он будет осуществлять перелеты с континента на континент в несколько раз быстрее, чем современные пассажирские самолеты, поскольку сможет развивать скорость до 8000 километров в час.