Не обошли стороной этот день и в Грузии. Тем более, что для празднования есть и вторая, более значимая для истории грузинских шахмат, дата.
Ровно 25 лет назад женская сборная Грузии впервые в истории независимости страны выиграла шахматную Олимпиаду, которая проходила в столице Филиппин – Маниле. Тогда, в 1992 году, сборная Грузии в составе Ноны Гаприндашвили, Майи Чибурданидзе, Наны Иоселиани и Нино Гуриели выиграла золотые медали, обойдя команды Украины и Китая.
После этого грузинские шахматистки еще трижды выигрывали шахматные Олимпиады. Последний раз это произошло в немецком Дрездене в 2008 году. Спустя два года, в Ханты-Мансийске, женская сборная Грузии заняла третье место.
К сожалению, на последовавших трех Олимпиадах грузинки ни разу не смогли попасть в тройку призеров. Но при этом они выиграли командный чемпионат Мира (2015) и дважды завоевали бронзу (2011, 2017).
О том, что ожидать от сборной Грузии в ближайшем будущем, Sputnik Грузия в эксклюзивном интервью рассказала лидер грузинской команды, 11 номер мирового рейтинга ФИДЕ среди женщин Нана Дзагнидзе.
- Почему не складывается выступление на Олимпиадах?
— Да, после 2008 года, когда мы выиграли Олимпиаду в Дрездене, у нас как-то не получается выиграть эти соревнования. В 2014 году в Норвегии я выиграла золотую медаль на первой доске, но в призы команда не смогла попасть.
Но мы обязательно постараемся исправить это положение, тем более, что следующая Олимпиада в 2018 году пройдет в Грузии, в Батуми. И мы очень надеемся показать там хороший результат.
- Родные стены не будут давить в психологическом плане? Ведь известно, что многие спортсмены именно поэтому не любят выступать дома.
— Да, безусловно, такой момент присутствует. Но мы профессионалы, и думаю, что для нас это не будет большой проблемой.
- Хороший результат для вас будет попадание в призы, или вы настраиваетесь только на победу?
— Конечно на победу, но сделать это будет сложно, так как в Батуми приедут очень сильные команды. В частности, сборная Китая. Их лидер Хоу Ифань, как правило, всегда выступает на Олимпиадах. В последнее время она стала играть среди мужчин, но на Олимпиады приезжает и выступает на первой доске. Также очень сильными будут сборные России, Индии и Украины, за которую выступают сестры Музычук – Мария и Анна.
Будет очень большая конкуренция, но мы должны выложиться по максимуму и во время подготовки, и во время самого турнира, потому что Олимпиада пройдет в Грузии, и для нас это престиж.
Лично я думаю, что попадание в тройку можно будет считать удачным выступлением, но, еще раз повторю, исходя из того, что Олимпиада состоится в Батуми, мы должны постараться выступить лучше.
- Почему вы пропустили командный чемпионат Мира 2015 года, когда сборная Грузии выиграла золотые медали?
— В то время я ждала ребенка и, к сожалению, была вынуждена пропустить тот чемпионат Мира, на котором наша команда победила.
- "Самый большой успех и самая горькая потеря пришли одновременно" — так вы написали на своей Facebook странице, когда одновременно стали чемпионкой Европы и узнали о смерти вашего отца. Также в этом году вы в составе сборной Грузии завоевали бронзу на командном ЧМ. Если говорить только о спортивной составляющей, как вы оцениваете нынешний сезон?
— Безусловно, победа на чемпионате Европы среди женщин – самый большой успех в моей карьере. Что касается чемпионата Мира в Ханты-Мансийске, то третье место — это очень неплохо. Но лично своим выступлением на турнире я очень недовольна.
- Вы отметили сборные Китая, России, Украины. С 2007 года, когда стали проводить командный чемпионат Мира, только представительницы этих команд и Грузии занимали призовые места. Чем можно объяснить такой феномен?
— Да, вы абсолютно правы. Наверное, это можно объяснить тем, что в этих странах очень развиты шахматы и подход в этом направлении. И женщины шахматистки в этих странах работают гораздо больше, чем в других странах.
Кстати, очень неплохое поколение идет у азербайджанской сборной. Вообще, должна отметить, что шахматы стали сильно развиваться во всех странах мира. Уже прошло то время, когда грузинские шахматистки считались безоговорочными фаворитами и всегда выигрывали. Шахматы очень развились.
Если раньше был слабый и сильный соперник, то сейчас такого уже нет. Надо приложить огромные усилия, чтобы выиграть партию. Играть научились все. И все играют сильно, все оказывают сопротивление, и в каждой партии приходится выкладываться до конца.
Но несмотря на все это, сейчас в мире четыре доминирующие команды в женских шахматах – Китай, Россия, Украина и Грузия.
- Вы отмечали, что грузинские женщины так хорошо играют в шахматы, потому что у них есть такие качества, как твердость, терпение, невозмутимость и уравновешенность. Значит, те же китаянки наделены аналогичными чертами характера?
— Да, именно так. И у них, как я думаю, есть еще один дополнительный плюс – очень сильные нервы.
- Вернее, их отсутствие?
— Да, можно и так сказать. Вот, например, в течение партии позиция на доске несколько раз меняется – то в твою пользу, то в пользу соперника, то равное положение. Как мне кажется, их самый большой плюс заключается в том, что по ним абсолютно не заметно, что на доске произошли какие-то изменения. Они великолепно справляются с нервами, а в современных шахматах это очень важно.
- На фоне такого доминирования грузинских женщин в шахматах, почему нет аналогичных показателей у грузинских мужчин? В первой сотне рейтинга ФИДЕ среди мужчин Грузию представляет только Баадур Джобава, тогда как в первой сотне женщин – восемь грузинок.
— Вы знаете, я очень часто задаюсь этим вопросом, и мне всегда трудно на него отвечать. Я думаю, основная причина в том, что среди мужчин еще большая конкуренция.
У нас есть очень перспективные ребята, но, к сожалению, таких результатов, как у девушек и женщин, конечно же нет. Причем ребята показывают неплохие результаты до 13-15 лет, но потом, когда становятся чуть более взрослыми, у них появляются другие интересы. И к шахматам начинают относиться не так серьезно.
Джобава – это настоящий талант и яркая звезда грузинских шахмат.
- Как часто вы думаете о шахматах?
— Почти всегда. Мой муж удивляется – как так можно (смеется). Но шахматы – это как наркотик. Они поглощают тебя полностью. Ты всегда думаешь о шахматах, тебя все время беспокоит какая-то позиция, все время анализируешь партии – а как было бы, если бы сыграл так? А какой ход можно было бы сделать? И так постоянно. Из-за этого неожиданно даже может поменяться настроение.
- Что произошло в ¼ финала чемпионата Мира в Тегеране против Харики Дронавалли из Индии?
— (вздыхает) Это было очень обидное поражение. В первой партии у меня была хорошая позиция, но я ее уступила. Думаю, это из-за того, что в зале, где мы играли, было то очень жарко, то очень холодно. Это нервировало, и я проиграла партию.
Во второй партии все сложилось хорошо, и я ее выиграла. После чего в рапидах у меня тоже была хорошая позиция, которую я упустила. Думаю, я проиграла из-за нервов.
- Вы "сгораете" психологически после партии? Насколько сильный стресс испытывают шахматисты?
— Да, стресс испытываешь на каждых соревнованиях. Тем более, что мы играем на таком уровне, где нет легких турниров и соперников. Все соревнования, в которых мы принимаем участие, важны. Как следствие ответственность и нервозность очень большие.
- Как вы настраиваетесь на поединок?
— До партии я люблю поспать, чтобы быть абсолютно спокойной. Потому что шахматы не любят лишних эмоций и эмоциональных нагрузок.
- Вы играли против компьютера. Можно ли сравнить матч против "умной" машины и человека?
— Нет, конечно. Против компьютера вообще неинтересно играть. Разве что только во время подготовки – отработать дома дебют, защиту, какие-то новые идеи. Но не более того. А так, чтобы играть на соревновательном уровне – нет. Это в конечном итоге всего лишь машина, которая не ошибается. С человеком играть гораздо приятнее.
- Бывают ли такие моменты во время партии, когда вы чувствуете, что можете "сломать" соперницу?
— Да, такие моменты происходят, и ты понимаешь, что наступает переломный момент. Но все это очень индивидуально и зависит от соперницы.
- С кем вам было тяжелее всего играть?
— Хоу Ифань (не задумываясь).
- С мужчинами сложно играть?
— Сложно, но интересно.
- Вы бы хотели, чтобы ваши дети стали шахматистами?
— Заниматься шахматами – да, а так, чтобы профессионалами – нет. Это очень сложно и требует колоссальной энергии. И еще эти постоянные переезды. Хочу, чтобы у моих детей была более спокойная жизнь.
У меня достаточно успешная карьера в шахматах, которыми я занимаюсь 25 лет из своих 30. Но бывает так, что одним неверным ходом можно все испортить. И этого нельзя избежать. Это колоссальная нагрузка.
Я бы предпочла, чтобы мои дети овладели какой-нибудь профессией и спокойно жили без стрессов, которых в профессиональных шахматах избежать невозможно.
- Как на данный момент в Грузии обстоят дела с детскими шахматами?
— К сожалению, большинство родителей не воспринимают шахматы как профессиональный вид деятельности. Приводят детей в секции, чтобы развить логическое мышление, научить думать, но не более того. Которые думают иначе – единицы.
Наверное, именно поэтому у нас сейчас не такие результаты, как раньше, в разных возрастных группах. Раньше наша делегация всегда возвращалась с 3-4 золотыми медалями. Теперь такого нет.
Также, одной из причин является то, что шахматы – это не коммерческий вид спорта.
Со 2 по 28 сентября Тбилиси примет Кубок Мира по шахматам. В столицу Грузии приедут звезды первой величины – действующий чемпион Мира норвежец Магнус Карлсен, претендент на звание чемпиона Мира россиянин Сергей Карякин и многие другие.
Выступит на турнире и Нана Дзагнидзе, которая вновь попробует свои силы против мужчин. И хочется ей пожелать, чтобы партии, которые она проведет, были бы не только сложными и интересными, но и победными.