В Тбилиси прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Его визит в Грузию является частью четырехдневного турне, охватывающего также Эстонию и Черногорию.
Каждый из пунктов визита второго человека в американской администрации имеет символическую нагрузку. Прибалтика рассматривается Вашингтоном как своеобразный натовский форпост, нацеленный на сдерживание России. Находясь в Таллине, Пенс недвусмысленно назвал главной угрозой для Балтийского региона "опасного и непредсказуемого соседа с востока". Черногория – это третья (и последняя по времени) республика бывшей Югославии, присоединившаяся к Североатлантическому альянсу. И ее присоединение к НАТО видится в Вашингтоне как свидетельство укрепления демократии на Западных Балканах. Под демократией, естественно, понимается укрепление позиций США и их союзников.
В программе пребывания Майкла Пенса в Тбилиси встречи с президентом Георгием Маргвелашвили и премьер-министром Георгием Квирикашвили, а также участниками многонациональных военных учений "Достойный партнер-2017", которые являются частью проекта европейского командования США в бассейне Черного моря. Они проводятся на территории семи стран.
Внешнеполитическая эстафета
Макйл Пенс – первый представитель новой американской администрации Дональда Трампа, который посещает Грузию. В июле 2016 года состоялся визит в Грузию тогдашнего госсекретаря Джона Керри. Главным итогом прошлогодней поездки стало подписание двустороннего меморандума об углублении партнерства между странами в сфере обороны и безопасности. Этот документ стал прощальным сигналом администрации Обамы главному закавказскому союзнику Вашингтона. Новый вице-президент США пытается, таким образом подхватить внешнеполитическую эстафету. Какие бы ни были противоречия между республиканцами и демократами, Белым домом и Капитолием, на кавказском направлении Соединенные Штаты сохраняют внешнеполитическую преемственность.
Визит Пенса нельзя назвать ни сюрпризом, ни экспромтом. По словам Квирикашвили, он пригласил вице-президента США в Грузию два месяца назад, когда сам посещал Штаты. Впрочем, двусторонние грузино-американские отношения базируются на прочном фундаменте и глубоком взаимном интересе. Они развиваются по восходящей линии уже не первый год.
По мнению грузинского эксперта Шоты Апхаидзе, "золотой век" в отношениях между США и Грузией закончился во времена Саакашвили и администрации Джорджа Буша-младшего. С данным тезисом трудно согласиться. Действительно, с приходом команды Барака Обамы Вашингтон перестал выдавать слишком высокие авансы Тбилиси. Грузия перестала позиционироваться в качестве "маяка демократии" и едва ли не страны образцового постсоветского транзита. Для Вашингтона инициативный политик, склонный к авантюрам и непредсказуемому поведению, каким был Саакашвили, представлял опасность. Тем паче, что замечания с американской стороны по части развития демократии третий президент Грузии успешно игнорировал, как это было в случае введения ЧП и объявления досрочных выборов в 2007 году. Поэтому, как только западные партнеры Тбилиси убедились, что его основные конкуренты из "Грузинской мечты" и Бидзина Иванишвили не собираются разворачивать государственный корабль в сторону евразийской интеграции, они предпочли экстравагантному политику прагматиков.
Системная поддержка
В определенном смысле американская поддержка закавказской республики в период после 2008 года стала более четкой и системной. Она перестала персонифицироваться с отдельными лидерами и, конечно, ни разу не поставила под сомнение территориальную целостность Грузии, несмотря на неготовность к силовому пересмотру нового статус-кво, сложившемуся после "пятидневной войны". По справедливому замечанию эксперта МГИМО Николая Силаева, "Грузия за последние годы продвинулась в своем сотрудничестве с НАТО гораздо дальше, чем это ей удавалось, когда президентом был Михаил Саакашвили. По сути, она стала элементом политики сдерживания, которую блок принял по отношению к России, начиная с 2014 года". Добавим к этому, что в мае 2017 года в Тбилиси прошла весенняя сессия Парламентской ассамблеи НАТО. Впервые с 2002 года сессия Ассамблеи состоялась в стране, которая формально не является членом Альянса (всего аналогичных случаев было четыре).
Такое наращивание кооперации Тбилиси с НАТО по-прежнему не дает никаких четких гарантий относительно перспектив вступления Грузии в Альянс. Но отсутствие скорого натовского будущего скрашивается союзническими отношениями Тбилиси с Вашингтоном. Эта модель уже апробирована США на других странах, которые по разным причинам не могут или не могли вступить в НАТО, но рассматривались Белым домом в качестве важных союзников.
И нынешний визит Пенса в Тбилиси следует рассматривать именно в таком контексте. Для действий Вашингтона в рамках своего внешнеполитического курса (а не интеграционного проекта) нет ограничительных линий в виде мнения несговорчивых немцев или французов. Конечно, внутри американского истеблишмента идут свои дебаты по поводу "цены вопроса" конфронтации с Россией и создания из числа ее соседей, бывших республик СССР, своеобразных инструментов сдерживания "ресоветизации" или "имперских устремлений" Кремля. Но в любом случае признавать постсоветское пространство сферой особых интересов Москвы в Вашингтоне не хотят. И утвержденный в Конгрессе новый пакет санкций призван подкрепить это нежелание действенными инструментами. В данной ситуации вопрос о том, получит Грузия или нет долгожданный ПДЧ (План действий по членству) в НАТО не играет особой роли. Американо-грузинское стратегическое партнерство от этого никуда не исчезнет.
Лояльность важнее демократии
Сегодня Грузия стоит на пороге важных конституционных изменений. Практически все оппозиционные политики внутри страны не согласны с теми поправками, которые предлагаются правящей партией "Грузинская мечта". И оппоненты реформ апеллируют к авторитетному мнению США и ЕС, пытаясь привлечь Вашингтон и Брюссель к роли критиков предлагаемых изменений Основного закона. В программе визита Майкла Пенса, кстати, предусмотрена и встреча с оппозиционерами.
Но в нынешнем контексте нет серьезных оснований считать, что Белый дом и Госдеп будут как-то препятствовать процессу реформирования Конституции в соответствии с планами правящей партии. Для Вашингтона намного важнее геополитическая лояльность и участие в "сдерживании" России. Ради этого некоторые отступления от демократической процедуры и могут и простить.
Собственно, и визит Майкла Пенса сфокусирован, прежде всего, на внешнеполитическом союзничестве и общности "ценностей", под каковыми понимают противодействие "имперским проискам", а не прогресс по части избирательных систем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции