Всем доброе утро!
Итак, есть замечательный повод поднять бокал, но коль скоро речь о шампанском, имеет смысл потерпеть до вечера. Крылатые фразы становятся народной мудростью, так что ограничимся чаем и кофе, чтобы нас не записали в "дегенераты". Тем более, что и пьющие этот напиток с утра аристократы недалеко от них ушли…
Наверняка найдется немало людей, убежденных, что знаменитую фразу из "Бриллиантовой руки" Папанов придумал сам, настолько органичен он в роли Лёлика. Кстати, в последние годы жизни Анатолий Дмитриевич вообще не пил спиртного, хотя других не осуждал.
Начну с того, что ни одному цивилизованному европейцу не придет в голову поставить его в один ряд с пивом, водкой и даже вином. Кто-то скажет, что это вопрос культуры. Не согласен. В Грузии культура питья и вообще культура застолья отшлифованы до совершенства, вызывая искреннее восхищение у иностранцев. А вот отношение к шампанскому не всегда было достаточно уважительным, тем более, для винодельческой страны с многовековой историей.
Люди моего поколения помнят, что в широких кругах едва ли не хорошим тоном считалось изогнуть наподобие пропеллера проволоку, крепившую пробку, и, вращая ею в бокале, избавляться (?!) от пузырьков! Более того, в регионах Западной Грузии одно время вошло в моду угощать уважаемого гостя адской смесью под названием "ду-яки". Игроки в нарды знают, это когда кости ложатся один к двум. Именно в такой пропорции составлялся этот убойный коктейль – бутылка шампанского на две бутылки вина.
Вот мне и кажется, что дело не столько в культуре, сколько в цене, которую в советские времена диктовали не трудозатраты, а совершенно иные факторы. Что бы там ни говорили, у меня язык не повернется осуждать кого-то за непропорционально низкие "авторитарные" цены на хлеб, сахар, масло, молоко и другие продукты первой необходимости. Но шампанское?!
В царской России за цену одной бутылки французских брендов можно было купить 5 коров. А в магазинах победившего социализма в местном розливе оно стоило, как водка. Причем, водка продавалась почти в 100 раз дороже себестоимости, а шампанское – раз в 10 дешевле. Только не спрашивайте, почему! Боюсь, этого вам не сумеет объяснить никто.
Подозреваю, что в рабоче-крестьянских верхах все-таки подсознательно что-то улавливали, как иногда мы в незнакомом человеке чувствуем аристократа. Во всяком случае, когда в несуществующей сегодня стране спиртные напитки запретили продавать после 7 часов вечера, шампанского эти ограничения не коснулись…
Сегодня все в Грузии постепенно расставляется по своим местам. Отношение к шампанскому, как и везде в мире, становится показателем уровня жизни и благополучия в обществе, а исходя из этого и его культуры.
Кстати, есть на что равняться. Только в отличие от Франции, где по капризу судьбы наиболее ценный вклад в налаживание и совершенствование этого дела внесли 6 вдов во главе с прославленной вдовой Клико, унаследовавшие бизнес после смерти супругов, в Грузии им изначально занимались мужчины. В 1876 году производство шампанского у себя в поместье задумал князь Иванэ Багратион-Мухранский. Всего через 6 лет оно было удостоено высшей награды на международной выставке в Санкт-Петербурге, а затем и первой премии в Париже. Производством грузинского шампанского занимался небезызвестный принц Ольденбургский – основатель Гагра. А самым крупным его производителем в те времена стал крупнейший предприниматель и меценат Михран Ананов.
Вряд ли сегодня в Грузии придет кому-то в голову вращать проволоку в хрустальном бокале. Да это и бессмысленно: специалисты подсчитали (уж не знаю, как), что в бутылке качественного, изготовленного с соблюдением всех требований и норм шампанского содержится 250 миллионов пузырьков углекислого газа.
Вместе с удовольствием мы все чаще пытаемся высечь из брызг шампанского искры аристократизма и облагородить себя.
Что ж, благополучного вам дня! И не забудьте вечером поднять бокал в честь праздника.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.