Помнится, в ноябре прошлого года я написал такой материал: "Ну, готовьтесь. Антитабачная кампания под угрозой". Так что не говорите, что вас не предупреждали насчет того, что борьба с курением вредит вашей репутации и материальному положению: я говорил. Говорил, что при Дональде Трампе у этих самых борцов с курением будет больше проблем и меньше денег.
И вот – припадок со стороны всяких антитабачных активистов. Речь о статье в британской "Гардиан". Если коротко, то так: табачные компании в США активизировали свою лоббистскую деятельность, пользуясь тем, что у людей администрации Трампа (и вообще у республиканцев) давние связи с этим лобби.
И вот, продолжается обвинительный акт, одна табачная компания дала полтора миллиона долларов на церемонию инаугурации Трампа, другая наняла 17 лоббистских фирм, третья – 13. Все вместе они потратили в первом квартале года 4,7 миллиона на лоббирование.
Чтобы всем было ясно: кампании выступают против все новых безумных антитабачных инициатив, которые "борцы с курением" подбрасывали в последние дни пребывания демократов у власти, но не доподбросили. А нынешняя власть пока все эти идеи заморозила, находясь в задумчивости.
Ну, и сам Трамп, оказывается, инвестировал в акции табачных компаний и заработал на этом 2,1 миллиона долларов, а вице-президент Майкл Пенс… об этом я тоже писал, он знаменит констатацией факта: "Курение никого не убивает"… он тоже пару раз финансировался тем самым лобби.
Параллельно, оказывается, очередная табачная компания строит секретные планы (это уже другая яростно-разоблачительная публикация по саботажу Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с пассивным курением).
Итак, они наконец-то оживились? Потратили 4,7 миллиона на лоббизм в первом квартале? Но вообще-то лоббистские расходы с 2012 года, наоборот, идут вниз, сообщает совсем другой источник, в прошлом году речь шла о примерно 20 миллионах, при 171 лоббисте в Вашингтоне. При таком раскладе пока получается меньше.
То есть опять врете, ребята? Где активизация лоббистов табака?
А теперь посмотрим на противоположный лагерь. На тех, кто материально выигрывает от продажи средств по бросанию курения, на тех, кто нанял фанатиков для борьбы с курящими – на американское же медицинское лобби. Эта публика уже потратила 78,5 миллиона долларов в первом квартале года и 240 миллионов в прошлом году, при 1149 официальных лоббистах в американской столице.
Далее о вкладах в прошлую президентскую кампанию: был 21 вклад от разных фармацевтов суммой больше одного миллиона каждый, в сравнении с только двумя табачными компаниями с аналогичными пожертвованиями. Медики жертвовали демократам – как и всегда. А результат известен. Вот они и воют в ярости: "громадное табачное зло" напало на "маленьких и слабых" противников. Жуткое зрелище.
Кстати, насчет того, кто есть зло. Писал я в прошлом году и о том, как меняется мнение американцев насчет того, какое лобби превращается в громадную преступную организацию. И вот материал, который не я готовил. В нем говорится, что по итогам 2016 года доля здравоохранения в структуре американского ВВП составила 18% – это нечто в мире невиданное. И это при том, что медицинский монстр вызвал в стране "опиоидную эпидемию" – американцы составляют 5% населения планеты и при этом потребляют 80% выписанных во всем мире опиоидов. А цены на таковые завышаются иной раз на 5500%.
О том, какими таблетками они пытаются "лечить от курения", я тоже писал.
Вот эти люди напали, еще в прошлом веке, на курильщиков в мировом масштабе. Рассчитывали, что демократы и дальше будут прикрывать медицинское лобби. Просчитались. И страшно огорчаются, что куда более слабое табачное лобби, наконец, начинает показывать признаки жизни. Хотя речь по-прежнему идет об очень не равных силах.
Главные битвы еще впереди, ветер только начинает меняться. А пока это происходит, хотелось бы высказать пару своих личных мыслей в адрес оживившихся табачных компаний.
Дорогие друзья, я понимаю, что вас подмял под себя подлый и лживый монстр, весом в несколько раз больше вас. Я уважаю ваши способности к выживанию в этой борьбе: вы пересидели почти два плохих десятилетия. Я также понимаю, что в городе Вашингтоне лоббизм – нормальный бизнес, с его практикой доверительных разговоров за закрытыми дверями. И без него, видимо, нельзя.
Но остановить заигравшихся антитабачников – это даже не полдела, а еще меньше. Не пропустить очередные идиотские запреты – это хорошо, но как насчет отмены тех, что существуют?
Я к тому, что в какой-то момент хорошо бы вам перестать тихо обороняться и начать громко наступать, да так, чтобы мало никому не показалось. И еще – лоббизм дело хорошее, но лучше бы выступать открыто. Нашей стороне стыдиться и скрывать нечего.
Можно, в ходе наступления задать вашим противникам хорошо известные вопросы, например: так сколько человек в мире "умирает от курения"? Что "доказала наука" насчет вреда пассивного курения? Сколько вы денег тратите в год на пропаганду всех этих фальшивок? И так далее.
Хотя вопросы можно задавать и другие. Вот история из Великобритании, где женщина по имени Лиз написала письмо премьер-министру Терезе Мэй. Оно есть в виде текста, а также видеообращения, ставшего неожиданно популярным.
Лиз спрашивает: как получилось, что маленькая, но хорошо оплачиваемая группа, которая лучше всех знает, какой людям надо вести образ жизни, получила такую власть в правительстве страны? Кто в нашем правительстве говорит от имени курильщиков (которых миллионы)? Кто скажет, что антитабачные силы пора остановить? Кто оценивает потери от этой истории – в виде разгула черного рынка, неполученных доходов, да и человеческих страданий? Может, такие люди будут в вашем новом – после выборов – правительстве?
Тереза Мэй не ответила. И выборы почти проиграла.