Утро вам доброе!
Так и тянет понежиться в постели. Почему бы нет?! Хрупкое равновесие между сном и явью на редкость креативно. Жаль только, слишком зыбко.
"- Мацони, мацони-э!"… Откуда он – забытый крик тбилисского мацонщика? Или шелест тутового в три обхвата дерева в старом дворике? Скрип лестницы… Спрессованный защитной насыпью гудок электровоза… Гомон птиц…
Нанесенные одним загадочным мазком, приглушенные звуки лепят контуры знакомых образов, ненавязчиво выуживая их из памяти. И вдруг:
— Гоги, вы будете завтракать?
Шаткие картинки вмиг рушатся и уносятся в тартарары, как виртуальный "мусор" в моем смартфоне. Это теща. Она со мной на "вы". В отличие от звуков, живая речь безжалостно швыряет меня в реальный мир. Ее конкретика на корню убивает намек на тайну и подавляет воображение. Но я оттягиваю момент. Я все еще надеюсь…
О, господи!.. У меня ж с утра гости. И во время утреннего чая мы собирались поговорить именно об этом. Так что, пора быстро приводить себя в форму.
А вот и они. Входят один за другим, молча рассаживаются. Какое счастье, что я успел! Мы сдержанно приветствуем друг друга. Они, понятное дело, никогда обо мне не слыхали. Зато я их всех боготворю и, естественно, сильно робею.
— Так вас интересует, что я думаю о звуке в кино? – Чарлз Спенсер Чаплин кисло морщится. – Поначалу в кино не умели регулировать силу звука. Латы странствующего рыцаря гремели, как листы железа в прокатном цеху. Я пребывал в полной уверенности, что дни звукового кино сочтены, и твердо решил по-прежнему делать немые фильмы.
— Но затем изменили точку зрения…
Мэтр недовольно вскидывает голову.
— Я ее не менял и остаюсь при своем мнении. Разве можно сохранить творческое состояние в нагромождении железа, среди тысячи электрических проводов, под удилищами микрофонов?! Правда, когда эту сложную технику сделали портативной, я частично смирился. Пожалуй, иногда звук может быть полезен. Я даже записал музыку к некоторым своим старым фильмам…
Отхлебнув чаю, пристроившиеся рядом с великим мэтром Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров – авторы нашумевшей статьи-заявки "Будущее звуковой фильмы", согласно кивают.
— Но ведь вы-то, господа, как раз из тех немногих, кто уверенно шагнул из одной эпохи в другую!
— Лично я был актером пантомимы, — скромно поясняет великий Чарли Чаплин, — в этом искусстве я считался единственным в своем роде. А звуковые фильмы… Я был попросту вынужден. И если б не моя прошлая слава…
— Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга, — саркастически заметил он.
Я хотел возразить и… проснулся. Теперь уже полностью. Завтрак дожидался на кухне. Рядом мигал не выключенный с вечера лэптоп. Я оживил экран и прочитал сохранившийся текст:
"Кинематограф – отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений".
Это ж надо умудриться, свести все к сухой, как вобла, сентенции! И ведь не придерешься.
Нельзя отрицать, ситкомы с их диалогами и идиотским закадровым смехом весьма популярны. Но не они, к счастью, определяют ценность современного кино. Выдающиеся фильмы всегда недоговаривают, завораживают молчанием. В них важны не слова.
Вспомните "Пастораль" Отара Иоселиани. Почти все диалоги на мегрельском языке, которым ни я, ни абсолютное большинство зрителей не владеет. Но все предельно понятно. Вернее, мне дается возможность понять так, как я этого заслуживаю.
Потому что о самом сокровенном принято говорить молча…
Пусть день будет для вас удачным!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.