Александр Геловани
"Не следует множить сущности"
Уилльям Оккама, английский монах-францисканец
Что вам рассказать про грузинские выборы? Конечно, любая статья, посвященная выборам, должна содержать массу фактологического материала — какие партии и блоки борются друг с другом, какова их политическая программа, кто лидеры и так далее и тому подобное. Понятно, что избежать этого невозможно, и всё это, вернее минимально, будет и в этой статье. Но на самом деле факты читатель может легко узнать из новостей. Гораздо интереснее отвечать не на вопросы кто и как, а на вопрос — почему.
Политика во всех странах — это бизнес, в больших странах это большой или очень большой бизнес, в странах поменьше и бизнес соответственно поменьше. Во всех странах есть люди, которые профессионально занимаются политикой. Профессионально означает, что эти люди за свое ремесло политика получают денежное вознаграждение. Причем, как вы сами понимаете, данное денежное вознаграждение отнюдь не ограничивается зарплатами депутатов, министров или функционеров политических партий. Иначе бы профессия политика не была столь престижной.
В свое время блестящий итальянский публицист Ориана Фаллачи в книге "Ярость и гордость" обвинила тогдашнего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони в шутовстве — "Я возмущена вашей фривольностью. Я ненавижу анекдоты. Боже, как я ненавижу анекдоты. Главе государства не следует травить анекдоты, не следует, занимаясь политикой, сыпать шуточками. Черт возьми, вы знаете, что означает слово "политика"?! Знаете ли вы, откуда оно произошло? Оно произошло от греческого существительного πολιτική, что означает — наука государства, искусство управления, искусство управления судьбой нации. Такие вещи не сопровождаются шуточками".
О, дивный старый мир, благо почившая в бозе синьора Ориана не увидела, что произошло с политикой дальше. Сегодня мы знаем, что такое политика, и это понятие — отнюдь не антоним понятию маскарад.
Такое длинное вступление было необходимо, чтобы настроить Вас, уважаемый читатель, на определенную волну, волну скептицизма.
Как известно. в конце октября в Грузии пройдут выборы. Ну не так, чтобы большие выборы, решающие вопрос о власти в стране. До этих ещё целых три года. Речь идет о местных выборах. Хотя ещё вопрос — какие выборы большие, а какие не очень. Судите сами, в парламент страны могут попасть "только" сто пятьдесят депутатов, а премьер-министр только один, больше не будет. Даже если добавить министров и прочих высоких чиновников, это всё равно не идет ни в какое сравнение с тем количеством начальников, которые будут избраны на этот раз. Речь идет о двух тысячах пятидесяти восьми депутатах и шестидесяти четырех мэрах!
Конечно, у этих начальников, по сравнению с национальным уровнем, труба пониже и дым пожиже. Но тут уж ничего не попишешь, как говорили древние — Suum cuique (каждому своё). По заслугам ли изберут новых или оставят старых начальников 21 октября, вопрос, конечно, дискуссионный. Тем более, что вслед за ним возникает другой вопрос — по заслугам перед кем. Уверен, что многие читатели из Грузии улыбнутся, прочитав последнюю фразу. Вот видите, как всё просто, даже объяснять ничего не надо. Ну а читателям не из Грузии знать наши маленькие тайны совсем не обязательно.
С мэрами вообще интересно, самоуправляющихся городов у нас сейчас только четыре, что кстати гораздо меньше, чем на прошлых выборах, мэров будет шестьдесят четыре. Тут все банально и просто, в Грузии решили глав администраций районов называть мэрами. Странно, конечно, я всегда думал, что мэр — это глава городской администрации, но нашим законодателям не привыкать рвать шаблоны. Видимо в чьей-то светлой голове родилась мысль о том, что мэр звучит куда красивее, чем гамгебели (распорядитель, так назывались главы администрации до принятия эпохального решения). Впрочем, не будем придираться, мэр района так мэра района.
Вообще-то, главным вопросом нынешних выборов будет не вопрос о том, кто победит. Кто победит, и так все прекрасно знают. После парламентских выборов 2016 года по политическому полю Грузии прошел Мамай. Старые партии были очень ослаблены или просто прекратили свое существование, оставив за собой только названия. По партиям, состоящим только из названий, мы вообще чемпионы, таких партий в Грузии более четырехсот. И слава Богу, что не все они принимают участие в выборах. Вы можете себе представить, какой это был бы дурдом? Признаюсь честно, я не могу.
Но Бог миловал, из четырехсот партий в выборах будут участвовать не более пары десятков, и то многие в блоках. Но даже при таком раскладе всем ясно, без объединения основных оппозиционных сил не только победа на выборах, но и перспективы второго тура на выборах мэров самоуправляющихся городов весьма призрачны.
О необходимости такого объединения говорили все, кому не лень. Но сподобилась предложить подобное объединение только небольшая партия отколовшегося от Национального движения Георгия Вашадзе, кстати, советника президента Украины и мэра Чикаго, который объединился с несколькими бывшими чиновниками и политиками второго ряда.
Платформа "За новую Грузию", а именно так была названа новая коалиция, предложила всем прозападным политическим партиям, то есть всем, кроме "Альянса патриотов" Ирмы Инашвили и "Единой Грузии" Нино Бурджанадзе, провести праймериз и выдвинуть единых кандидатов в мэры городов и единые партийные списки. При всей внешней привлекательности подобной идеи и её поддержке в обществе, она была обречена, причем по целому ряду причин.
Во-первых, нынешний партийный истеблишмент главной оппозиционной силы "Единого Национального движения" считает Георгия Вашадзе отступником и раскольником. Кроме того, ещё одна прозападная политическая партия, "Европейская Грузия", также является осколком ЕНД. Добавьте к этому, что в свое время Вашадзе покинул партию Саакашвили именно потому, что во время формирования партийных списков там верх одержали те самые политики, которые потом, проиграв внутрипартийную борьбу, откололись от ЕНД уже после выборов. То есть вы можете представить себе характер отношений между теми лидерами, которым предложено объединиться.
И все-таки, и не это главная причина того, что объединение не состоялось. Главная причина как всегда банальна — это деньги и места во власти. ЕНД прекрасно понимает, что без проблем проведет в сакребуло (представительные собрания городов и районов) своих представителей. У "Европейской Грузии" шансы есть, но не очевидные. Что касается остальных партий, которым предложено объединение, их шансы скорее теоретические. В условиях, когда никто не верит в победу, политики крупных политических партий не видят смысла делить с более мелкими места и государственное финансирование. Таким образом интересы власти и крупных оппозиционных партий тут совпадают.
Второе предложение по объединению поступило от Нино Бурджанадзе, которая призывала объединить усилия "Альянс патриотов", и даже была готова уступить место кандидата в мэры Тбилиси лидеру "Альянса" Ирме Инашвили. Естественно, объединение не состоялось, причем не состоялось ровно по тем же причинам, что и несостоявшееся объединение прозападной оппозиции. Смысла делить места и государственное финансирование с людьми Нино Бурджанадзе не было никакого, а уступка места кандидата, который заведомо обречен на поражение, мало чего стоила. Так что всплеск медиаактивности Нино Бурджанадзе, наблюдаемый в последнее время, не привел к желаемому результату. "Альянс патриотов" идет на выборы самостоятельно, что в общем-то логично и понятно.
Ну и, наконец, категорически отказался объединяться с кем бы то ни было и даже поддерживать кого-то в случае второго тура независимый кандидат в мэры Тбилиси Алеко Элисашвили. Многие усмотрели в этом доказательство версии того, что он спойлер. Совсем не исключено, что это именно так, но вот его отказ от объединения с кем бы то ни было ничего не доказывает. Такому поведению независимого кандидата, пользуясь той же бритвой Оккамы и отсекая все лишнее, можно найти простое объяснение.
Жители Грузии устали от политиков, от одного и того же калейдоскопа лиц, вертящихся на экранах последние десять —пятнадцать лет. При таком раскладе встать в позу и заявлять, что мол, "я не политик", хотя естественно, Элисашвили — политик, более чем выгодная позиция. Насколько такая позиция оправдана покажут выборы. Сегодня очевидно только одно, позиция Элисашвили весьма на руку действующей власти, впрочем, здесь налицо объективное совпадение интересов.
Впрочем, предвыборная кампания только стартовала, так что нам ещё не раз придется воспользоваться бритвой известного францисканца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции