Доброе утро!
Поздравляю, господа! У нас теперь новая купюра достоинством 5 лари. То есть конкретно у кого-то из вас или, скажем, у меня, возможно, достоинство есть, а самой купюры нет. Но это не главное. Главное, она существует. И выпущена в оборот.
Сразу признаюсь, грузинский лари мне очень нравится. Нет, нет, не в том смысле, что я стремлюсь разбогатеть! Я совсем не стремлюсь, хоть и хочу. В данном случае мне просто нравятся сами банкноты, выполненные, как сказано в сообщении Нацбанка Грузии, художником Бачей Малазония. Удобные, красиво оформленные, побеждали на конкурсах. Говорят, их сложно подделать. Это вселяет гордость на перспективу, когда наша славная валюта окрепнет настолько, что ее массово захотят подделывать. Как, например, доллары.
Одним словом, лари не стыдно показать любому иностранцу. Стыдно, что у подавляющего большинства из нас их слишком мало. Показывать практически нечего. Но это уже не зависит от Бачи Малазония, человека, похоже, необыкновенно скромного. В Интернете никаких сведений о нем нет. Даже возраст неизвестен. Впрочем, не станут же на каждом углу рекламировать того, кто так искусно рисует деньги…
Хотя… Я был буквально потрясен, обнаружив на одном из Интернет-порталов рекламу оборудования… для чеканки монет! Все в ажуре, налицо полный комплект. Причем наглядно – матрицы, формы, заготовки из разных металлов. А рядом улыбающийся детина с кувалдой в руках. Р-раз, и готово! Монеты, правда, предлагается чеканить сувенирные. Однако рискну предположить, что с такой отличной оснасткой нетрудно переключиться и на настоящие. Единственная надежда – это не оправдает себя экономически. Только кто знает?!
Раз уж мы заговорили о деньгах в широком смысле, обратимся к этимологии. Благо нам, потребителям и тратолюбам грузинских денег, тут тоже есть чем гордиться. Выбор удобоваримых названий для валют в мире, собственно, не так уж и велик. Если не считать всяких экзотических пул, седи, лемпир и иже с ними, то, как показывает опыт, отцы национальных финансов обычно предпочитают особенно не забивать себе голову. Как правило, они берут на вооружение доллар, фунт, лиру, песо, реал. Иногда несколько других, менее ходовых "брэндов". Понятно, обогатив их указанием на национальную принадлежность.
Мы же крайне удачно извлекли из глубин грузинской лингвистической памяти слово "лари". Когда-то оно означало (собственно, означает и теперь) казну, казначейство, сокровищницу. А термином "тетри", в 100-кратном размере равнозначному одному лари, называли серебряные монеты.
На наше счастье в свое время от внимания весьма компетентных органов, строжайшим образом охранявших достоинство и неприкосновенность советского рубля, как-то ускользнуло грузинское слово "саларо", переводимое на русский и другие языки как "касса". В буквальном же смысле, в соответствии с нормами грузинского словообразования, ему и в эпоху рублевого социализма легко можно было придать толкование как "хранилище для лари". Подобное вполне бы сошло за посягательство на рубль и экономическую диверсию! Конечно, тяжело изобличить того, кто это слово придумал, но компетентные органы находили и не таких.
В деньгах как в инструменте всеобщего прикасания и повышенной привлекательности, как правило, явно или неявно проявляются специфические приметы и нормы того или иного общества. Например, в древних государствах под угрозой смерти запрещалось изображать на монетах кого-либо, кроме высшего правителя, монарха.
В этом смысле самым последовательным традиционалистом оказался Гознак СССР, обладавший монопольным правом печатать деньги. На всех советских купюрах, начиная с 10-рублевых и выше, был изображен Владимир Ильич Ленин. Они отличались по цвету в зависимости от достоинства. Как видно, для тех, кто плохо различал цвета, к примеру, для дальтоников, Ильичу разнообразили позу.
Что касается лари, то безо всяких шуток у меня имеется серьезное недопонимание, связанное с оформлением банкнот по номиналам. Начну не с денег, а с хорошо всем нам знакомой традиции. Грузинских царей принято было хоронить так, чтобы по их могилам мог ступать народ. Самый выдающийся грузинский царь Давид Агмашенебели и вовсе похоронен на пороге в часовню.
Мне кажется, схожий чем-то принцип был положен и в основу американского доллара. Если обратили внимание, чем значительней вклад личности, которая на нем изображена, тем меньшего достоинства банкнота и шире ее оборот. Джордж Вашингтон – на 1-долларовой купюре, Томас Джефферсон – на 2-долларовой, Авраам Линкольн – на 5-долларовой.
У нас все наоборот. Облик великого царя Давида, вклад которого в грузинскую государственность неоценим и не сравним ни с кем, почему-то запечатлен на 500-лариевой купюре, которая в обращение не вышла. По утверждению Википедии, она была издана ограниченным тиражом, в сувенирном варианте, и банкноты осели у коллекционеров. Впрочем, если 500-ларовая купюра и выйдет в обращение, абсолютное большинство грузинских граждан вряд ли часто будут держать ее в руках.
Впрочем, возможно, что в плане современных пристрастий мы американцев опередили, благо они свою валюту не меняли со дня основания США. С тех пор деньги решительно потеснили другие ценности на шкале общественных интересов. Будучи в этом плане консерватором, я, тем не менее, пришел в восхищение, вычитав фразу известного канадского философа и филолога Маршалла Маклюэна.
Не могу удержаться и приведу ее почти полностью: "…Деньги – это язык перевода работы фермера в работу парикмахера, доктора, инженера или водопроводчика. Являясь широкой социальной метафорой, мостом или переводчиком, деньги – как литература – поддерживают обмен и усиливают взаимосвязи в любом обществе".
Меня даже не покоробило сравнение денег с литературой. Благо выдающиеся литераторы тоже не обходят их своим вниманием. "Наравне с землей, водой, воздухом и огнем, — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться". Это уже Иосиф Бродский.Денежный эквивалент оказался на данный момент самым универсальным и наиболее простым и понятным способом оценить человека и его заслуги. И хотя не всем это по душе, это так.
Пусть же ваше достоинство не будет ущемлено ни чрезмерным наличием денег, ни их отсутствием!
Удачного вам дня!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.