Ее фантастические работы выставляются рядом с Энди Уорхоллом и Пикассо, находятся в личных коллекциях таких звезд, как Snoop Dogg, Jamiroquai и Куинси Джонс, и знакомят их с иной Грузией. А недавно оформленная ею гитара вошла в топ лучших гитар мира.
Все это о тбилисской художнице Наталии Клдиашвили: ее инсталляции трудно понять, но невозможно не полюбить, потому что они, как прямой посыл из космоса, – дарят любовь, энергию и вечность.
- Наталия, вы постоянно импровизируете, пробуете новое, меняетесь. Ваше творчество – это сплошной эксперимент. Откуда такая любовь к экспериментальному? Помните, когда это все началось?
— Конечно, помню, как все это было. Я закончила дизайнерский факультет Академии художеств, то есть я по профессии дизайнер одежды. И какое-то время пыталась что-то делать по профессии. Но были такие тяжелые времена, война, как-то не до этого было.
- Какие это годы?
— Это 1991, 1992 годы. Самые страшные. Как-то я была на море. Все мы на море собираем камушки, ракушки. И я собрала очень красивые камни. Помню, сидела за столом на кухне у себя дома — не было ни света, ни газа, ничего — я разложила их на столе: они были мокрые, и их цвета были очень органичные, красивые. Вдруг увидела рисунок, решила перенести его в таком же виде на что-то. Тут же пришла идея, и я начала переносить ее на старый холст. Клеем крепила на него не только эти красивые камни, но и то, что было у меня под рукой на кухне – гречиху, рис, чай. В ход пошли сломанное зеркальце, бусы, ненужные мелочи. В итоге вышла очень интересная вещь, но даже я сама не могла понять, что именно создала.
- У вас сохранилась эта работа?
— Да. Эта работа у меня до сих пор, она будет у меня всегда. Это было давно, около 27 лет назад. Да, был такой вот эксперимент… Но откуда это все приходит, так же, как и любовь, никто не знает. Все идет из космоса. Вдруг пришло, осенило и все. Правда, потом я остановилась, так как у меня появился чудесный эксперимент – мой сын.
- Вы как-то говорили про сына, что он самый большой шедевр, который вы когда-либо создавали.
— Да, это точно. Его зовут Лука, ему 23 года. Он очень талантлив во всем том, что касается физики, химии, математики, компьютеров – в технических отраслях.
- Вы, наверное, как плюс и минус. Техник и гуманитарий.
— Именно! И это очень интересно. Изначально я думала, что он будет творческим человеком. Но он творческий в своем плане: у него много интересов, он любит учиться, добиваться чего-то, создавать и придумывать что-то новое. В этом он на меня похож.
- К творчеству вы вернулись уже после рождения сына?
— Нет. Я вообще остановилась. Много лет ничего не делала. Это было невозможно, и скажу вам, почему. Я несколько раз была замужем, а когда вы замужем в Грузии (я не знаю, как в других странах), то просто не остается времени, чтобы уединиться и заняться творчеством. А мое творчество не похоже ни на что другое и требует абсолютной свободы мыслей, концентрации. Это нельзя совместить с тем, что надо готовить обеды, идти на тусовки с мужем. Это нереально. Я заранее всем говорю, кто собирается заниматься творчеством: либо так, либо никак. Или твой муж должен быть тоже творческим человеком, у кого свое занятие, занимающее 24 часа, и вы оба занимаетесь своими делами. И потом где-нибудь встречаетесь. Как-то как. В общем вышло так, когда все эти этапы в моей жизни кончились, да и всегда так было — у меня была нехватка чего-то. Я думала, что это была нехватка любви, я не понимала, но было ощущение, будто бы чего-то ждала. Оказывается, я ждала того, чтобы вернуть саму себя. И я вернулась к себе.
- Когда это произошло?
— Это был 2010 год. Тогда мою работу увидел друг моего отца и заказал две работы в этом стиле. Он хотел их в подарок и заплатил очень приличную сумму, собирался сделать кому-то очень особенный подарок. И я сделала и уже не смогла остановиться.
- Как вы сами определяете стиль, жанр своих работ?
— Вы знаете, я считаю, что не должна заниматься определением стиля. Для этого существуют эксперты и критики. Условно этот арт называется настенная инсталляция. Но я соединила в нем графику, скульптуру, живопись, поп-арт. Как мне не раз говорили, это искусство завтрашнего дня. Так или не так, но аналога моему искусству пока нет. Да, в декоративном искусстве есть миллион направлений, но серьезные галеристы заинтересовались моим искусством именно из-за того, как я все эти стили совмещаю.
- Вы выставлялись как в Грузии, так и в США.
— Да, я впервые экспериментально выставилась в Грузии. И все, стоп. Все ахнули-охнули и все. Мне все это, конечно, приятно, но я должна была продаваться, чтобы создавать другие работы, так как все они требуют больших денег. Это же не простые краски.
- Какие материалы вы используете?
— Все, что возможно. Это ювелирные изделия, не золото и серебро, но есть позолотка, полусеребряные украшения. Я их везде ищу и покупаю по отдельности. Например, мне понравилась какая-то китайская брошь, колье или серьги, браслеты, я их покупаю. И этого мне нужно очень много, потому что у меня большие работы, они требуют множества компонентов и деталей.
- Как вас заметили в США?
— После выставки в Тбилиси я перенесла все в галерею на Шардена, где начала работать. Всю коллекцию продала. К сожалению, все купили иностранцы. Эти же деньги я вложила в новый проект. Помню, люди на меня косо смотрели: мол, зачем продаешь, если не живешь на эти деньги. Но мне надо было двигаться дальше, создавать новое. Появилась идея создать коллекцию планет, она так и называлась "Планеты". Там были Солнце, Марс, Венера и все остальные планеты. Однажды ко мне в галерею зашел человек и сказал: "Снимите мне Солнце, я его покупаю". А также попросил показать ему другие мои работы. Это было три года назад. В итоге он пообещал, что у меня через девять месяцев будет выставка в лучшем месте в Америке, где выставляются самые лучшие художники мира. Я была в шоке. Подсознательно всегда ждала этого человека и той ситуации. Но все равно это был шок.
- Кто этот человек?
— Он тоже художник. Зовут его Дэвид Датуна. Это его псевдоним. Он родом из Грузии, но не жил здесь, кажется, последние десять лет. Он поверил в меня, открыл мне все двери и стал моим арт-директором. И, действительно, через девять месяцев мои работы попали на Международную выставку современного искусства Art Hamptons. А рядом со мной висели такие художники, как Энди Уорхолл, Пикассо и так далее. Обо мне было очень много положительных публикаций, мои работы называли крайне интересными. Я была на седьмом небе от счастья.
- Сейчас вы работаете над новой коллекцией для США. Расскажите о ней.
— Эта коллекция, над которой я работаю как в Грузии, так и в Америке, посвящена теме визуализации звука и музыке. Когда я завершу работу, то планирую представить ее в Нью-Йорке, на выставке в Greenwich Village.
- Гитара из этой коллекции попала в 108 лучших гитар мировых знаменитостей?
— Да. Я оформила гитару очень талантливой гитаристке Ник Уэст, она – невеста моего друга. Когда она увидела мои работы, то очень захотела что-то из них для себя. И я хотела сделать особенный подарок для нее. В итоге она привезла гитару, и я ее оформила в моем стиле. Эта гитара принесла мне большой успех в США, потому что засветилась в клипах, выступлениях и афишах Ник Уэст.
- После Ник Уэст вы сделали роскошный подарок и для Jamiroquai. Выходит, делать подарки звездам становится вашим хобби?
— Да, я выбираю артистов, с которыми хочу познакомиться и передать им часть Грузии. Я передаю им эти работы, чтобы они знали, что Грузия – это не только хинкали и не только красное вино. Мы можем показать этим людям, что способны на большее. Для Jamiroquai я создала следующий подарок: Земля, сделанная в виде шапки в перьях, которая крутилась. Солист группы Джей Кей, как известно, очень уважает индейцев, и имя его коллектива посвящено им. Одним словом, для него эта тема очень важна. И я объединила все эти ассоциации.
- Кто из суперзвезд еще получал от вас подарки?
— Snoop Dogg. Кстати, тогда в Грузии он отказался встречаться с журналистами. Для него я сделала своеобразный кальян с индийской свечкой внутри, из которого выходил реальный дым. А вместе с этим дымом звучали и все его альбомы. Когда ему занесли мою работу, он сказал, что единственная, с кем он хочет встретиться, это та, кто создал эту работу. Так произошла наша очень интересная встреча. Скажу одно, у него был культурный шок. Я не хвалю себя, но удивить человека, у которого многотысячная армия фанатов и есть все на свете – это нелегко. Свои работы я также передала Куинси Джонсу, этому великолепному человеку, с огромным талантом и энергетикой, с которой я никогда не встречалась. Он сказал: "Господи, скажите мне, где продаются эти работы, и моя семья купит всю коллекцию". На его подарке была очень интересная надпись на английском языке: "Когда я была маленькой и смотрела на небо, я все время думала, откуда появляются звезды, а когда выросла, поняла, что их создает Куинси Джонс". Короче, у каждого подарка была своя история, потому что, создавая их, я всегда думала и чувствовала человека, кому их посвящала. Поэтому мои работы для них очень важны. А для меня важно, что мои работы всю жизнь будут напоминать им о Грузии.
- Откуда вы черпаете вдохновение для своих удивительных работ?
— Когда я творю что-то, я не на земле и не на небе. Скажем так, я абсолютно в полной медитации. Я никого не слышу и не вижу. Когда начинаю работать над новым произведением, вхожу в это состояние и, пока не завершу, остаюсь в нем. А это может быть месяц, два, три, четыре… Я даже не чувствую, что устаю. А после этого еще ухожу в ночной клуб и танцую, потому что должна от всего этого разгрузиться. Кстати, я очень хорошо разбираюсь в музыке, начиная с Марии Калас и заканчивая техно. Музыка для меня – это жизнь.