Тбилисский городской суд признал бывшего священнослужителя Георгия Мамаладзе виновным в подготовке убийства секретаря-референта Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Шорены Тетруашвили и приговорил к 9 годам тюрьмы.
Ранее, в конце июня Мамаладзе, как было объявлено, на время следствия, лишили духовного сана и таинства причастия.
Расследование дела длилось почти семь месяцев. Мамаладзе задержали 10 февраля в Тбилисском аэропорту, откуда он должен был вылететь в Германию. Тогда в Германии на лечении находился Илия II, которого, среди прочих, сопровождала Тетруашвили. По данным следствия, в багаже Мамаладзе обнаружили "цианид натрия", а в квартире — кустарно изготовленное огнестрельное оружие и патроны.
Изначально уголовное дело против Мамаладзе возбудили по статье "подготовка умышленного убийства при отягчающих обстоятельства из корыстных побуждений или по найму", что карается лишением свободы сроком от 16 до 20 лет или бессрочным заключением.
Судья Бесик Бугианишвили счел это обвинение чрезмерным и переквалифицировал дело. В результате Мамаладзе осудили за "подготовку умышленного убийства" с целью мести, что карается лишением свободы сроком от 7 до 15 лет.
Мамаладзе удалось избежать крайней меры наказания, но адвокаты все же недовольны. Более того, они крайне возмущены.
"Я могу прямо сказать, безо всяких лишних эмоций: сегодня Бесик Бугианишвили из корыстных побуждений "изнасиловал" грузинское правосудие. Я другого ничего не смогу сказать", — сказал адвокат Мамаладзе Георгий Панцулая после вынесения приговора.
Задержание
О задержании священника грузинская общественность узнала из СМИ 12 февраля, за день до официального заявления прокуратуры. Изначально распространилась информация о задержании Георгия Мамаладзе, однако неизвестным оставалось то, в чем его обвиняют. В соцсетях обсуждали разные версии, вплоть до попытки отравления Католикоса-Патриарха Грузии.
Казалось бы, ясность в дело должен был внести главный прокурор Грузии Ираклий Шотадзе, который на следующий день провел брифинг и подтвердил задержание Мамаладзе. Но его заявление породило еще больше вопросов, так как причиной задержания он назвал обвинение в подготовке умышленного убийства священнослужителя высокого сана.
Позже комментарии сделали премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили и министр юстиции Тея Цулукиани.
"Мы все избежали огромного несчастья, пресечено преступление, запланированное против нашей страны – вероломное нападение на Церковь. Хочу поблагодарить правоохранительные структуры за оперативную, эффективную работу без лишнего шума", — сказал Квирикашвили.
С высказываниями Квирикашвили была солидарна и Цулукиани.
"Мы смогли избежать трагедии. Эта трагедия могла вызвать дестабилизацию не только в Церкви, но и в стране. Для каждого из нас это была бы национальная трагедия. Как видно из заявления Главной прокуратуры, избежать преступления удалось благодаря координированной работе правительственной команды", — сказала глава Минюста.
Таким образом, представители власти своими высказываниями подкрепили распространяющуюся в обществе версию о планировании убийства Католикоса-Патриарха. В конечном итоге оказалось, что речь идет о его секретаре-референте.
Итак, согласно официальной версии, Мамаладзе задержали 10 февраля в Тбилисском международном аэропорту. Он направлялся в Германию. В то время в Берлине, в клинике HELIOS BERELIN-BUCH готовили к операции на желчный пузырь Илию II, которого сопровождали представители Патриархии и священнослужители высокого сана.
Следствие заявило, что в багаже Мамаладзе обнаружили отравляющее вещество "цианид натрия", который он собирался забрать в Германию для убийства Шорены Тетруашвили. Кроме того, в тбилисском доме бывшего протоиерея сотрудники прокуратуры обнаружили кустарно изготовленный безномерной пистолет, похожий на WALTER PP, и шесть патронов калибра 9 мм.
Мамаладзе предъявили обвинение по статьям "подготовка умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах из корыстных побуждений или по найму" и "противоправное приобретение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов", что карается лишением свободы сроком от 16 до 20 лет либо бессрочным заключением.
Резонансное дело
Данное дело могло не получить широкой огласки, если бы оно касалось рядовых граждан. Но с учетом того, что из года в год Грузинская православная церковь, а также ее предводитель Католикос-Патриарх Илия II в социологических опросах занимают лидирующие позиции среди авторитетных институтов и личностей, весть о том, что кто-то в Патриархии пытался расправиться с кем-то, бросала в дрожь даже неверующих.
Факт: "дело о цианиде" показало, что в Патриархии Грузии есть две противоборствующие стороны, о чем до этого говорили лишь в кулуарах.
В первую очередь, следует отметить позицию владыки Петре Цаава — митрополита Чкондидского, который с первого же дня распространения вести об аресте Мамаладзе усомнился в его виновности и назвал происходящее провокацией.
Зачастую он выступал с обвинениями в адрес определенной группы священнослужителей, утверждая, что они заинтересованы в дискредитации Патриарха. Более того, владыка Петре обвинял Тетруашвили в случившемся. По его словам, секретарь-референт главы ГПЦ руководит Священным Синодом с помощью приближенных к ней священников — "золотых рыбок", и именно она устроила заговор против Мамаладзе, так как он был в плохих отношениях с ней.
Петре Цаава пришлось давать показания и в прокуратуре.
Патриархия Грузии не раз выступала с призывом к священнослужителям воздержаться от каких-либо комментариев, однако митрополита Чкондидского это не останавливало. Все завершилось тем, что его отстранили от должности директора телевидения Патриархии "Эртсуловнеба".
На фоне происходящего в кулуарах поговаривали, что из-за преклонного возраста Его Святейшества в Патриархии Грузии идет борьба за Патриарший престол. Одним из претендентов назывался племянник Илии II — митрополит Батуми и Лазети, владыка Дмитрий Шиолашвили. Позже сам владыка категорически опроверг эту информацию, заявив, что он не претендует на престол.
Последняя волна скандала в Патриархии Грузии началась в июне, после того, как юрист Патриархии Эдишер Карчава публично обвинил владыку Петре Цаава в связях с группой представителей Патриархии, которая заинтересована в "душевном умерщвлении" Илии II.
Владыка Петре заявил, что клеветнические заявления Карчава в его адрес направлены на дискредитацию Церкви и Патриарха.
"Патриарх вновь дезинформирован, и ему ни в коем случае не передадут эту информацию. Если Патриарх, упаси Господь, в курсе всего этого, тогда наша Церковь в очень тяжелом положении… Пока Патриарх находится в окружении этих людей, мы не защищены от подобных интриг, провокаций и подобной клеветы, что служит дискредитации и Церкви, и Патриарха", — сказал митрополит Чкондидский.
В результате Карчава чуть было не поплатился должностью за свои заявления.
Официальные представители ГПЦ заявили, что во всей этой ситуации самый большой урон был нанесен Церкви.
"С самого начала "дела о цианиде" эти нескончаемые разговоры, передачи, которые очень плохо подействовали на все население. Тут речь идет не только о православной пастве…. Так что, мы очень сожалеем из-за случившегося и еще раз отмечаем, что больше всех урон понесла Грузинская церковь", — сказал протоиерей, заместитель главы иностранного отделения Патриархии Грузии Кахабер Гоготишвили журналистам.
Досталось и охране
Арест Мамаладзе и скандал в самой Патриархии не обошел стороной и службу безопасности Патриарха. По закону, безопасность Католикоса-Патриарха обеспечивает Специальная служба государственной охраны. Глава службы безопасности Патриарха назначается руководителем Специальной службы.
В течение 14 лет безопасность Патриарха обеспечивал Сосо Оханашвили, который через две недели после задержания Мамаладзе покинул свой пост. Свое решение он никак не комментировал, лишь подтвердил, что противостояние в Патриархии длится многие годы, и назвал это "спецоперацией по уничтожению Грузинской церкви".
Оханашвили пришлось давать показания и в прокуратуре, так как именно он обеспечивал безопасность Католикоса-Патриарха, когда тот находился на лечении в Германии.
Замену Оханашвили нашли быстро. Пост главы охраны Патриарха занял рядовой сотрудник службы безопасности Его Святейшества Зураб Бучукури. Бучукури продержался на этом посту три месяца. В мае стало известно, что и он покинул должность, сменив место работы на президентскую администрацию.
В дело вновь вступил владыка Петре, который расценил отстранение Бучукури от должности как часть коварного плана, направленного против Патриархии. По его словам, в деле вновь проглядывается след Тетруашвили, которая со своим окружением в Патриархии подставила протоиерея Мамаладзе.
"Он (Бучукури — ред.), конечно же, мог быть предметом недоверия для этой госпожи (Тетруашвили — ред.) и окружения. Более того, не является ли это более грязной задумкой? План, который не осуществился в Германии, и хотели обвинить в этом других. Они знали, что Зураб и его окружение не пошли бы на такую грязь. Невозможно, чтобы тут не возникли подозрения", — сказал владыка Петре.
В конечном итоге, третьим по счету главой охраны Католикоса-Патриарха за столь короткое время стал Вано Кобаидзе.
Вопрос остается открытым
Главным свидетелем обвинения в "деле о цианиде" был журналист, родственник бывшего протоиерея Георгия Мамаладзе — Ираклий. Именно его, по версии следствия, священник попросил достать цианид. Ираклий пошел в прокуратуру и все рассказал. Началось расследование.
С целью выяснения обстоятельств, Ираклия Мамаладзе отправили на встречу с родственником с камерой скрытого наблюдения на одежде. Так он получил доказательства того, что Георгий Мамаладзе действительно просил его достать цианид.
Соответствующую видеозапись прокуратура опубликовала позже, приобщив ее к делу. Согласно видео, протоиерей, помимо прочего, говорит о своих плохих отношениях с Шореной Тетруашвили и о том, что собирается отправить ее "за солью".
За несколько дней до вынесения судом приговора телекомпания Rustavi2 опубликовала ту часть видеозаписи, которую не показывала прокуратура. Из нее становится ясно, что в Германию Георгия Мамаладзе просил поехать племянник Католикоса-Патриарха Дмитрий Шиолашвили, который якобы претендует на Патриарший престол.
Владыка Дмитрий эту видеозапись не комментировал.
Открытым остается вопрос, откуда он взял цианид.
По словам одного из прокуроров Джарджи Циклаури, главное было доказать намерение Мамаладзе убить Тетруашвили, что же касается того, у кого приобрел осужденный цианид, это — предмет другого уголовного разбирательства.
Свершилось ли правосудие
В течение семи месяцев за "делом о цианиде" следил Народный защитник Грузии. Все судебные заседания по ходатайству прокуратуры были закрыты для общественности, но не для омбудсмена.
С адвокатов Мамаладзе прокуратура взяла расписку о неразглашении деталей дела, ссылаясь на секретность ведения оперативно-следственных мероприятий, что, по мнению омбудсмена Учи Нануашвили, повлияло на окончательное решение суда.
"Народный защитник откликается на вынесенное решение по "делу о цианиде" и считает, что обвинительным приговором, вынесенным судом, правосудие не свершилось… В результате мониторинга ясно выявилось, что нарушения в ходе следствия оказали влияние и на рассмотрение дела в суде и помешали обвиняемому и адвокатам в полноценном осуществлении защиты", — сказал Нануашвили на брифинге, комментируя вынесенный приговор.
Между тем, он выразил уважение в отношении суда как главного института осуществления правосудия.
По словам Нануашвили, изначально были нарушены презумпция невиновности и принцип равенства сторон, так как прокуратура лишила адвокатов возможности разглашать детали дела.
Омбудсмен считает, что судебные заседания не стоило полностью закрывать, так как в деле было немного материалов, имеющих конфиденциальный характер.
Кто такой Георгий Мамаладзе
Бывший протоиерей Георгий Мамаладзе родился в 1985 году в курортном городе Кобулети (Аджария). Он женат и имеет троих детей. Окончил духовную семинарию Святого Иоанна Богослова. Степень магистра получил в Украине.
Георгий Мамаладзе стал священнослужителем в Батуми. В 2008 году по благословению Патриарха он оправился в Украину в Донецкую епархию. После того, как вернулся в Грузию, служил в Батуми, в церкви Святой Варвары.
Мамаладзе возвели в сан протоиерея в 2010 году во время визита Илии II в Аджарию. На тот момент эму было 26 лет. Мамаладзе переехал в Тбилиси два года назад.
Мамаладзе был директором резиденции Патриархии в Бобоквати (Аджария), духовной семинарии Чакви, руководителем Фонда Патриархии, а также генеральным директором медицинского центра Святых Анны и Иоакима.
На момент ареста он был руководителем Службы по управлению имуществом Патриархии Грузии.
Что дальше
Адвокаты Мамаладзе уже заявили, что собираются обжаловать приговор в апелляционном суде.
Решением суда первой инстанции недовольны и в Главной прокуратуре Грузии. Прокуроры также собираются подать апелляцию и добиваться более строгого наказания для бывшего священника.
Накануне стало известно, что свои адвокатские услуги Мамаладзе безвозмездно предлагает и гендиректор оппозиционной телекомпании Rustavi2, в прошлом замминистра юстиции Грузии Ника Гварамия, который до сих пор является членом Ассоциации адвокатов.
У Мамаладзе, как и у всех осужденных, есть право на помилование президентом. Кроме того, его может затронуть условно-досрочное освобождение, только для этого придется отсидеть чуть более шести лет.