В Грузии уже можно заплатить с помощью биткоинов (bitcoin) за различные услуги, и во всех крупных городах растет число майнинг-ферм, занимающихся сбором разных криптовалют. Как дальше будет развиваться это направление, в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал основатель компании Bitcoin Embassy Georgia Алекс Судадзе.
- Как развивается майнинг (добыча криптовалют) в Грузии? Есть ли в стране крупные майнинг-фермы? Несколько лет назад, когда тут появились дата-центры компании BitFury, в СМИ даже писали, что страна станет мировым лидером майнинга.
— В Грузии крупные фермы сегодня работают во всех городах, и создаются новые по всей стране. Текущий план их развития уже расписан до конца года, и думаю, в действительности их станет еще больше. И почему скажем в Грузии, а не во Франции? Потому что у нас дешевле электроэнергия, а это основная составляющая майнинга, конечно после аппаратной части. Это настолько важно, что в первую очередь я интересуюсь у тех, кто хочет заниматься майнингом – "сколько у вас электричества?".
Нужно много электроэнергии, и чем она дешевле, тем лучше. Именно поэтому на территории Грузии действуют достаточно крупные частные дата-центры. И компания BitFury, которая является одним из мировых лидеров по производству биткоинов, тоже продолжает работу, у нее функционируют несколько дата-центров в Грузии.
Хотя говорить о том, что Грузия станет "мировым лидером в майнинге" – это огромное преувеличение. Посмотрите на карту – насколько наша страна маленькая. Мировые лидеры – это Китай, Индия, Пакистан, Южная Корея. Огромные дата-центры уже существуют в России, Украине, Греции. У Грузии по сравнению с ними смешные цифры.
В южном Китае, где один район в четыре раза больше, чем вся Грузия, есть заброшенные шахты. И я видел, как в течение нескольких недель там активно ставят майнинг-фермы, в каждой из которых примерно по 10-15 тысяч устройств. А для Грузии такое количество – просто огромно! В то же самое время для экономики самой нашей страны — это хорошо, ведь майнеры в Грузии не только добывают криптовалюту, но потом и тратят ее в самой стране, обменивая на фиатные деньги.
- Но все же, как криптовалюты и развитие майнинга может повлиять на экономику Грузии? И почему владельцы майнинг-ферм скрывают их местонахождение?
— В целом думаю, влияние в любом случае будет положительным, но пока в этом направлении отсутствуют государственные регуляции, это затрудняет процесс в целом. Люди стараются не афишировать, где находятся их майнинг-фермы, сколько у них устройств и каков их доход. Это делается больше из страха перед неизвестностью, чем от желания скрыть доходы.
Люди думают, вдруг они делают что-то нелегальное? Ведь им непонятно, как платить налоги с того, что сложно подсчитать, ведь добыча криптовалюты и перечисления в системе анонимны. А также, как учитывать при этом расходы на содержание майнинг-ферм? В то же время есть различные предложения, как это можно разумно реализовать, но пока это лишь идеи.
Кстати, в некоторых странах этот вопрос уже решен, и с майнинга уже взымают налог в 5 процентов от дохода. Но если какие-то меры принимаются в США, Японии и Европе, почему у нас нельзя что-то сделать? Поэтому, чем раньше государство изучит мировую практику и начнет работать в этом направлении, тем лучше.
Еще добавлю, что возможно, люди стараются не разглашать местонахождение своих ферм, заботясь о безопасности, так как сами майнеры – очень дорогие устройства. Да и ведь никто не любит показывать, сколько у него денег в кармане.
- А принимают ли в Грузии криптовалюту как средство расчета? Можно тут биткоины обменять на доллары или лари?
— Да, в Грузии уже встречаются предложения об оплате услуг в сети с помощью криптовалюты. Отдельные казино предлагают делать ставки в биткоинах. С помощью нескольких финансовых институтов можно обменять некоторые виды криптовалют на лари, доллары и так далее. Но пока это отдельные случаи, а не общепринятая практика, и развитию этого опять таки мешает отсутствие государственных регуляций.
Я не раз предлагал – давайте наконец легализуем транзакции криптовалют в Грузии и хотя бы в этом направлении введем регуляции, пока кто-то не воспользовался этим в плохих целях. Именно в тех странах, где нет киберполиции, в этой сфере начинает процветать преступность.
Сегодня в Грузию уже приезжают визитеры из азиатских стран, которые судя по всему, желают тут вести какие-то не очень законные операции. Поэтому, чем раньше мы легализуем криптовалюты, тем лучше. Не надо привлекать бездействием внимание преступников. Если все видят высокий забор и его трудно перелезть — это отпугивает, а если на земле просто нарисована линия, то все кому ни лень, пытаются ее переступить.
- А что насчет расчетов в криптовалюте? Есть ли примеры?
— Мне недавно тут даже удалось заплатить с помощью биткоинов за воду — так что это пример, как можно использовать криптовалюту для оплаты коммунальных услуг (смеется). Также недавно я беседовал с владельцами одного из тбилисских кафе, которые хотели начать расчеты с посетителями в криптовалюте. К сожалению, легально это делать пока невозможно – так как нет регуляций.
Хотя на практике все выглядит просто. Клиент пообедал, ему принесли чек с QR-кодом, где зашифрован адрес ресторана и размер суммы. Оплата легко производится с помощью смартфонов, которые сегодня есть у каждого. А владелец ресторана, чтобы не прятать доходы от налоговой, указывает адрес своего официального криптокошелька прямо у входа в заведение, там, где все остальные бумаги о его регистрации.
Проверить перечисления в системе несложно, у всех блокчейнов есть скан-сайты, где можно посмотреть, с какого на какой кошелек и какая сумма была перечислена. Просто там не указано, чей это кошелек и кто его владелец. Но когда это известно официально, можно также проверить, не делалась ли транзакция на «левый» кошелек. Это все равно, что при покупке Вам не выбьют чек.
- Сегодня, на фоне того, что появляется все больше новых криптовалют, может ли Грузия создать свою?
— Свою криптовалюту сегодня может создать любой человек, не только компания или государство. Для этого нужно лишь несколько связанных между собой "нодов" — вычислительных систем. И если Вы поверите в такую криптовалюту, подключайтесь и начинайте ее вырабатывать. Но насколько поверят в мире в грузинскую криптовалюту? Грузия – маленькая страна, и даже если она создаст к примеру "криптолари", вряд ли это средство расчета завоюет всемирную популярность и будет котироваться на мировом рынке.
К тому же криптовалюты сегодня лишены эмитентов. Они не зависят от финансовой политики государств, и это одно из их главных преимуществ. А насколько высок уровень доверия к ним, можно судить хотя бы по тому, что у таких основных криптовалют, как биткоин, сегодня капитализация составляет более 71 млрд долларов, а эфириума (Ethereum)– 28,5 млрд. Приведу еще пример. Среди относительно новых есть TrumpCoin, стоимость которого растет, так как мир доверяет Дональду Трампу как финансовому авторитету.
- А какие криптовалюты в основном, производят в Грузии? Что тут более популярно?
— В Грузии я всем советую параллельно майнить или же, говоря простым языком, производить разные валюты. Например, настроить майнеры на добычу по 30 процентов "эфириума" (ETH), эфира "классик" (EthereumClassic) и монет ZEC. Есть, кстати, и такие системы, которые могут в параллельном режиме майнить одновременно сразу несколько разных криптовалют. Также в Грузии есть майнинг-фермы, которые занимаются только производством биткоинов. Просто изначально надо решить, в каком направлении развиваться — майнить шесть–семь основных криптовалют на видеокартах или на специальных процессорах — биткоин и ряд других.
В любом случае я лично считаю, что учитывая бизнес-риски, любой разумный человек или владелец компании должен работать с несколькими валютами. На какой-то одной из них не надо зацикливаться. Надо рассчитывать, что нужен аппарат, который способен на сбор шести-семи основных криптовалют. И если сегодня курс одной из них упал, тогда переключаем майнеры на сбор другой валюты.
Что касается компании BitFury, у которой есть дата-центры в Грузии, она занимается добычей биткоинов на процессорах собственного производства, у нее свои разработки и технологии. В то же время эта компания ведет параллельно сбор и другой криптовалюты.
В следующей части интервью Алекс Судадзе расскажет, как создаются майнинг-фермы, как собирают майнеры и как обеспечивается их работа