С добрым утром!
Сегодня день рождения Мераба Мамардашвили. Ему бы исполнилось 87. Для философа, богатеющего опытом каждого прожитого года, совсем немного. Размышляй и твори!
Не дожил…
Только мы сейчас не об этом.
Я видел Мераба Константиновича вблизи один-единственный раз. Это случилось в начале 1989 года, когда отношения между грузинской партийной элитой и национальной интеллигенцией резко обострились. До этого им всегда удавалось найти компромисс. Было созвано специальное совещание. Мамардашвили оказался в числе приглашенных.
По правде сказать, я тогда не до конца представлял себе, кто он. Сидел рядом с Нико Чавчавадзе, директором Института философии Академии наук Грузии, которого глубоко уважал. От него и услышал вскользь фамилию, произнесенную с огромным почтением. Хорошо запомнил голос выступавшего – сочный, богатый тембрами баритон. И внешность – высокий, стройный, в роговых очках. Глаз почти не разглядеть за сильными линзами. Несколько угловатые, но не желающие стираться из памяти интеллектуальные черты лица.
Именно таким позже запечатлел Мамардашвили скульптор Эрнст Неизвестный. Друг, единомышленник. А сам памятник – это его бесценный дар нам: вам, мне, всем истинным гражданам Грузии. Чтобы помнили и гордились человеком, перед которым лично я, не будучи ни философом, ни мыслителем, давно искренне преклоняюсь. И даже пытаюсь находить у него ответы на некоторые вопросы, хоть это и непросто.
Пытливый исследователь, истинный гражданин…
Продолжать вряд ли имеет смысл. Пытаться подобрать устоявшиеся определения к личности Мераба Константиновича – бесполезная трата времени. Он стоит особняком и в современной философии, и в науке вообще, и в нашем общественном бытии.
Философ мирового уровня, дата рождения которого начисто выпала из растиражированных списков известных людей, хотя в них фигурируют даже не особо удачливые порно-звезды. Крупнейший ученый, который практически не писал научных трудов, потому что его мысль, как правило, рождалась и получала развитие на глазах у замершей в восторженном внимании аудитории прямо по ходу общения с ней. Носитель высочайшей гражданской позиции, последовательный и терпеливый критик общественных парадоксов, который никогда не относил себя к диссидентам, но которого тайно опасались представители властных структур и с которым предпочитали не вступать в спор приверженцы авторитарного мышления.
Судя по воспоминаниям некоторых друзей и коллег, Мераб Константинович мог кому-то показаться человеком мягким и не лишенным противоречий. Однако все его публичное поведение однозначно свидетельствует о том, что он был необычайно цельной личностью. Настолько цельной и глубокой, что после смены политического фона в стране никому даже в голову не пришло поставить ему в упрек, скажем, членство в КПСС. Или работу на ответственных должностях в советских идеологических структурах, включая пост заместителя главного редактора журнала "Вопросы философии".
Даже самые отпетые негодяи, искавшие, как сказал бы доктор Самюэль Джонсон, свое последнее прибежище в патриотизме, отлично понимали, что Мамардашвили не вмещается в столь примитивные оценочные критерии. Он всегда мыслил свободно, независимо и точно, насколько эта точность вообще дозволительна философу. Он и философию не делил на "учения и системы", будучи убежден, что каждое учение и каждая система по-своему ее представляют.
Сегодня ни грузинская, ни российская научная общественность в массе своей не торопится увязывать себя с ним как с мыслителем. Уверен, Мераб Константинович воспринял бы столь прохладно-выжидательную позицию с присущей ему легкой усмешкой. Поскольку сам никогда не предпринимал ни малейшего движения, чтобы как-то запечатлеть в бронзе себя или свои мысли. Будучи философом не по специальности, а по образу жизни и способу мышления, он наверняка понимал – это просто смешно. Подобные вещи не случаются по заказу. Они подчинены совершенно неведомому и неподвластному нам принципу.
Впрочем, я твердо уверен, что недалек момент, когда все почтут за честь называть себя его коллегами и учениками и начнут наперебой доказывать, что именно их благодарный кров подарил пристанище такой крайне неординарной личности. И опять я словно вижу ироническую усмешку Мамардашвили-философа и ученого. Кому, как не ему знать, что по характеру, глубине и обобщенности мыслей, взглядов и идей он не может принадлежать ни конкретной стране, ни конкретному обществу или нации, ни какому-либо политическому клану или идеологии?!
Представьте, насколько высоко надо было подняться над собой и каким обладать огромным мужеством, достоинством и честью, чтобы в самое пекло постсоветского националистического мракобесия громогласно заявить: "Есть вещи поважнее, чем нация – истина выше нации". Это не просто мужество, это принципиальное жизненное кредо, которое возвышает личность над примитивными клановыми инстинктами, отупляющими значительную часть современного общества. В том числе, к сожалению, и просвещенную.
В тбилисской средней школе, которую я окончил, педагоги любили приводить в пример сумевших себя проявить выпускников прошлых лет. Руководителей высокого ранга, успешных хозяйственников, прославленных хирургов, известных спортсменов.
Имени Мераба Мамардашвили никто ни разу не упомянул. Лишь недавно, углубившись в биографию Мераба Константиновича, я вдруг открыл для себя, что мы с ним закончили одну и ту же школу. При нем она была мужской школой №14, в мое время стала средней школой №20, а теперь это тбилисская публичная школа №29. Если кто не знает, то я с радостью напоминаю об этом. Чтобы передать эстафету памяти о выдающемся выпускнике.
В начале я уже признался, что не являюсь ни философом, ни мыслителем.
Это к тому, что Мераб Мамардашвили, при всей своей скромности, безусловно, лучше других понимал собственную миссию и предназначение. Меня так и подмывает сравнить его с мессией. Но он не был мессией. Никогда ничего не проповедовал. И никогда ничего никому не навязывал. Он просто пытался научить нас внимательно смотреть на себя со стороны.
Не надо быть философом или мыслителем, чтобы понять, насколько это важно.
Внимательно посмотрите на себя со стороны, и для вас многое откроется и станет доступным!
Успешного дня!