Эксперты из более 20 стран обсудили в Батуми (Аджарская АР) вопросы "синей экономики" и единогласно отметили необходимость углубления знаний о море и заботы о море для получения большей выгоды.
В пятницу Батуми принял четвертую международную Конференцию заинтересованных сторон Черноморского региона по так называемой синей экономике. В этом черноморском городе Грузии собрались эксперты из Грузии, Италии, Швеции, России, Украины, Греции и Турции и других стран.
Приветствие
Однодневную конференцию открыл заместитель министра экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Черкезишвили. В своем выступлении он отметил важность проведения подобного мероприятия такого масштаба в Батуми.
"Исходя из своего географического положения, Грузия всегда имела важное стратегическое значение. Страна еще много веков назад была мостом между Европой и Азией. И сейчас Грузия имеет большие перспективы стать крупным игроком в глобальной транспортной системе, благодаря своему выходу к Черному морю. В ходе сегодняшней конференции у вас будет возможность в этом убедиться", — сказал Черкезишвили.
О важности обсуждения проблем акватории Черного моря и нахождения путей их решения заявила заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Грузии Екатерина Григолава.
Она акцентировала внимание на проблеме загрязнения окружающей среды.
На открытии конференции выступили также главы экологических ведомств Украины и Греции.
Повышение конкурентоспособности
На заседании, посвященном конкурентоспособности "синей экономики", делегаты говорили о том, что ее рост зависит от хорошего управления и инвестиций. Обсуждались вопросы управления морской администрацией и проблемы "синей экономики" на национальном и региональном уровнях.
"Здоровый океан – здоровая экономика" — один из главных тезисов, выдвинутый экспертами в рамках этой сессии.
На этом заседании выступил и российский эксперт, руководитель научно-исследовательского института "Ермак Северо-запад" Андрей Лаппо. Главной темой его доклада стало морское пространственное планирование.
Наряду с Лаппо, на эту тему в рамках этой сессии выступали представители из Румынии, Польши, Италии и Швеции.
Сохранить море
На данной панели делегаты рассмотрели необходимость углубленных знания о море, включая морское дно и смягчение воздействия на морскую среду в ходе достижения экономических целей.
"На протяжении десятилетий, в результате человеческого воздействия не только на Черное море, но и в целом на окружающую среду все время оказывается воздействие. Если мы говорим о Черном море, то это, в первую очередь, загрязнение от объектов, расположенных на побережье – канализация, сточные воды промышленных предприятий, запрещенное рыболовство. Это основные проблемы, которые требуют решения", — заявила в своем выступлении глава департамента водных ресурсов Грузии Мариам Макарова.
"Умная" морская инфраструктура
Хедлайнером данной сессии стал проект строящегося порта Анаклия. Представитель Anaklia Development Consortium Георгий Чугошвили рассказал участникам конференции о преимуществах первого глубоководного порта Грузии.
"Первая фаза развития – это прием порядка 900 тысяч контейнеров в год. Не обязательно, что в первый же год будет столько контейнеров, но это будет объем, который сможет принять порт. По нашим расчетам, поэтапно будет трудоустроено порядка 6 тысяч человек. Сам город будет развиваться очень быстрыми темпами, мы уверены, что морская инфраструктура поможет Анаклии стать перспективным местом для работы и проживания", — заявил в своем выступлении представитель ADC.
Меморандум
В рамках конференции министерства окружающей среды и природных ресурсов Грузии и Украины оформили меморандум "О сотрудничестве в сфере защиты Черного моря и его водосборного бассейна". Документ подписали замминистра грузинского экологического ведомства Екатерина Григалава и ее украинский коллега Василий Полуйко.
Согласно меморандуму, между двумя странами усилится сотрудничество в области защиты акватории Черного моря.
Конференция заинтересованных сторон Черного моря ранее проходила в Бухаресте (2014), Софии (2015), Одессе (2015).
Синий рост — долгосрочная стратегия для поддержки устойчивого развития в морском секторе и в секторе морского судоходства как единого целого. В ней признается, что моря и океаны являются двигателями европейской экономики с огромным потенциалом для инноваций и роста. Это вклад, который Комплексная морская политика вносит в достижение целей Стратегии "Европа 2020" по разумному, устойчивому и всеобъемлющему росту.
"Синяя экономика" гарантирует 5,4 миллиона рабочих мест и валовый доход в размере почти 500 миллиардов евро ежегодно. Однако, результатом стратегии может быть дальнейший рост в таких отраслях, как туризм в прибрежных районах, аквакультура, синяя энергетика, морская биотехнология и добыча полезных ископаемых с морского дна.