Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии —первый двунадесятый праздник церковного года, посвященных Спасителю, который православная церковь празднует 21 сентября.
Праздник является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.
Праздничные службы в связи с днем Рождества Божией Матери проходят во всех действующих православных храмах мира, в том числе и в Грузии, которая досталась в удел Божьей Матери, и с тех пор Пресвятая Богородица является ее покровительницей.
Церковное предание
Святая церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от их дочери Девы Марии родился Иисус Христос.
События, связанные с рождением Девы Марии в Новом Завете не описаны — праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на церковном предании, которое повествует, что родителями Девы Марии были праведные Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.
Бездетность очень огорчала Иоакима и Анну, а также вызывала общественное порицание, так как в те времена бездетность считалось позором.
В один из праздников они отправились в Иерусалимский храм для поклонения Господу и принесения положенных жертв.
Первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять их от него, что очень опечалило старца.
Не возвращаясь домой, безутешный Иоаким удалился в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, моля Господа о милости. Его праведная супруга узнав о поступке своего мужа, тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.
И молитва Святых супругов была услышана — им обоим явился ангел и возвестил о том, что у них родится дочь, которую благословит весь род человеческий.
Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима. После этого Анна зачала. Как рассказывает Протоевангелие Иакова, написанное во II веке: "прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила".
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших".
История и богослужения
Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах Святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446).
В Греческой церкви праздник с большой торжественностью отмечается уже VII–VIII веках. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.
Самое древнее песнопение праздника — тропарь "Рождество Твое, Богородице Дево", который предположительно был составлен в V—VII веках.
Тропарь Рождества Богородицы
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Перевод:
Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак Рождеству Богородицы написал преподобный Роман Сладкопевец в VI веке. Богословие кондака говорит о Рождестве Богородицы как о всемирной радости, освобождении человечества от бесплодия, тления, смерти и погибели.
Кондак Рождества Богородицы
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея….
Перевод:
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей…..
Величание Рождества Богородицы:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Перевод:
Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
В современную службу праздника также входят, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век) и так далее.
В некоторых храмах после божественной литургии совершают крестный ход.
Молитва на Рождество Богородицы
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников