Доброе утро!
Сегодня, 26 сентября, день памяти Святой Великомученицы Кетеван.
Последние годы жизни кахетинская царица томилась в неволе в разлуке с родиной. Там же на чужбине высокородная узница приняла мученическую смерть. И вот на днях ее мощи были доставлены в Грузию.
Ритуал – это, скорее, символ. Тем не менее, позвольте мне усмотреть в них знак.
Не для святых – для нас. Для людей.
Каноническая версия жития Святой Кетеван уже почти четыре столетия укрепляет верующих в их жертвенности во имя Христа, а граждан вдохновляет на подвиг во имя родины. Правнучка картлийского царя, супруга царя кахетинского, мать владыки Картли и Кахети – царица Кетеван принадлежала к высшей грузинской государственной элите. Смею предположить, она прекрасно осознавала незыблемость понятий, позже закрепленных Ильей Чавчавадзе в известной формуле "язык-отечество-вера". Наверняка не одна только вера, а все это в единстве придавало ей сил и умножало стойкость духа.
Мир с тех пор, безусловно, стал более толерантным. Менее нетерпимым. Впрочем, срывать шоры с ментального кругозора крайне тяжело. В людях все еще продолжает жить ничем не мотивированная убежденность в собственной исключительности, исключительности своей нации, уводящая от истинной веры, какому бы Богу они ни поклонялись. В этом смысле житие и мученичество Святой Кетеван служит призывом не к сведению счетов, а к всепрощению, верности, утверждению вечной любви.
Трудно сквозь вековые рефрены канонического бытия и сухие строки грузинской истории разглядеть в Кетеван не преданную сестру во Христе, не властную царицу, а женщину, супругу, мать. Спросите зачем? Дело в том, что современники наши, затравленные массированной пропагандой и искусными политтехнологиями, предпочитают видеть героев не в нимбе святости. Им гораздо ближе образы, исторгающих живое дыхание, предстающие в совокупности достоинств и грехов.
Скорее всего, замужество состоялось не по любви. И не потому что брак по расчету был общепринят, особенно в столь высоких политических кругах. А потому что такая женщина просто не смогла бы полюбить мужчину, подобного царевичу Давиду. Мстительный, злой, не блещущий умом. Он силой лишил трона собственного отца Александра II и заточил в темницу своего младшего брата Георгия. То, что это тоже считалось в порядке вещей, еще не повод для столь благородного чувства, как любовь.
Древний летописец деликатно дает нам понять, что скоропостижная смерть царя Давида I после полугодового пребывания на троне вызвала лишь всеобщий вздох облегчения. О переживаниях самой царицы – ни слова. Только то, что после кончины супруга она активно занялась строительством церквей, монастырей и больниц.
Другая весьма любопытная, на мой взгляд, деталь – ум и внешность царицы. Судя по тому, как благоволили к ней мужчины, она была необыкновенно умна и очень красива. Есть ли подтверждение? Вполне.
Наконец, меня не перестает терзать вопрос, связанный с поведением всемогущего персидского шаха Аббаса I. 10 лет держал он царицу Кетеван в неволе, требуя от нее, согласно канонической версии, перехода в ислам. При этом клялся взять ее в жены и сделать владычицей Персии. Кетеван не поддалась. Тогда шах подверг ее мучительным пыткам и сжег.
Если встать на позицию хитрого и расчетливого владыки, логики тут, как мне кажется, ни на грош. Годами ранее тот же Аббас I отпустил в Грузию потенциально гораздо более опасного врага – сына Кетеван Теймураза. Теймураз, между прочим, тоже отказался принять ислам, однако шах не только его не сжег, но и не стал возражать против его восхождения на кахетинский престол.
А тут вдруг решил мелочно свести счеты с женщиной. Причем, прекрасно понимая, что славы ему это не прибавит, а лишь усилит ненависть грузин и вызовет скрытое недовольство у некоторых подданных. Обычно мужчины впадают в ярость, теряют над собой контроль и голову, когда очень сильно увлечены и болезненно задето их самолюбие. В этом случае мужское начало может одержать верх над государственным разумом…
Понятно, все это мои домыслы. Но они помогают понять и оценить поступок Кетеван еще под одним ракурсом. Представьте перед собой не героя, а избалованную мужским вниманием красавицу. С обывательской точки зрения у нее блестящий выбор. Тем не менее, она, гордая грузинка, не пожелала отдать на откуп свое достоинство. Позволила изуродовать и сжечь прекрасное тело, но не дала надругаться над душой.
Но я о другом. Не знаю, отдаст ли кто-то сегодня не раздумывая жизнь за веру в нашем нынешнем ее восприятии. Если только он не фанатик-фундаменталист. Но на свете много и других ценностей. Общечеловеческих.
Я хорошо помню, как чеченские боевики захватили роддом в Буденновске. После переговоров группа журналистов во главе с Петром Ваалем – великолепным публицистом, ныне, увы, покойным – и небезызвестным Андреем Бабицким добровольно пошли в заложники вместо будущих матерей. Предвосхищая вашу иронию по поводу Бабицкого, у которого были налажены тесные контакты с боевиками, добавлю, что заложниками стали также журналисты телеканала "Россия", кажется, он тогда назывался РТР. В частности, спецкорреспондент "Вестей" Алексей Самолетов. Независимый чешский журналист Петра Прохазскова. Другие представители российских и зарубежных СМИ. Всего около 20 человек. Всех, простите, не упомню.
Нам руководство Рейтер присоединиться настрого запретило. Но мы с коллегой Лоуренсом Шитсом до самой дагестанской границы ехали вслед за колонной по ночной степи, смешавшись с милицейским сопровождением и спецназом. Поразительно! Все были настолько растеряны, что на нас никто не обращал внимания.
Вряд ли кто-то из них, принимая решение, вспомнил о Великомученице Кетеван. Большинство из них о ней, скорее всего, даже не слыхали. Но готовность к самопожертвованию живет в сердце каждого порядочного человека. И родилась она не на голом месте. Основу ей заложили люди, пожертвовавшие собой ради веры и любви.
Церковь объявила их Святыми.
Пусть же они покровительствуют Грузии!
Пусть они покровительствуют каждому из нас!
Счастливого вам дня!