С добрым утром!
Признайтесь, давно вы не ездили на поезде?
Мы с семьей этим летом впервые за много лет отправились в Батуми по железной дороге. Скоростной состав. Серебристо-серые вагоны в два этажа. Есть желание – лезь наверх и любуйся окрестностями. Все сверкает. Доброжелательные проводники. Дисплей с информацией: где мы, куда несемся, когда прибудем. Кондиционер. Интернет. И сравнительно недорого.
Спрашивается, что еще нужно пассажиру для полного счастья?
Так что, поверьте, поездом намного лучше!
Я вырос недалеко от железной дороги. Мальчишкой бегал смотреть на набирающие скорость составы – вокзал был совсем рядом. Если честно, очень переживал, что не застал паровозы. Грузия в этом плане бежала впереди отчизны всей – ее электрифицировали раньше других.
Потому, отъезжая с родителями далеко от Тбилиси, с восторгом наблюдал, как на границе Закавказской дороги перед Адлером к составу цепляли паровоз. Он пускал облака пара, поражал нетерпеливо вытянутым вперед черным корпусом с красной окантовкой колес. И казался мне чудом техники!
Эх, трогательная детская наивность!..
Родись я лет на сто-сто двадцать раньше, к тому же, в Англии, возможно, восторг и был бы уместен. Хотя как сказать. Даже у многих англичан, обычно на редкость невозмутимых, первые паровозы вызывали не столько восхищение, сколько ужас.
Все началось 27 сентября 1825 года. Между Дарлингтоном и Стоктоном 40 километров. Состав на паровой тяге перевез по рельсам около 600 пассажиров и развил скорость до 24 километров в час. Это было первое коммерческое применение паровоза. Управлял лично Джордж Стефенсон. Он его не только изобрел, но и первым построил, наладив в дальнейшем целое производство.
Грузии колея шириной 1520 миллиметров досталась от Российской империи и Советского Союза. Отличающееся межрельсовое расстояние весьма полезно в ходе оборонительных действий, мешая противнику своевременно подтянуть тылы. С трудом верится, будто утвердившая этот стандарт царская Россия, так уж рьяно пеклась об обороне. После успешной кампании против Наполеона она довольно продолжительное время диктовала условия всей Европе. А вот в первые дни войны 1941 года данный фактор сыграл очень важную роль.
В целом же широкая колея, безусловно, более эффективна на больших территориях и способствует увеличению провозной способности. С учетом российских просторов выбор, скорее всего, был обусловлен именно этим обстоятельством. Между прочим, в третьем рейхе, помышлявшем о создании великой германской империи, существовал проект железной дороги со сверхширокой колеей – в целых 3 метра! Воплотить мечту о гигантской империи не удалось. Так что, остался пылится на полке и бредовый проект.
Похоже, в Грузии пассажирское движение по железной дороге как вид транспорта постепенно возрождается. Вряд ли мы, конечно, станем и колею менять на европейскую, как некоторые другие стандарты. Слишком дорого и бессмысленно. А вот ездить – это другое дело.
Между прочим, специалисты утверждают, что железная дорога особенно удобна для поездок на средние расстояния. Будто точно под нас! Да и специфика здесь такая, что торопиться, собственно, незачем. Скажем, раньше едешь в Кутаиси или Зугдиди – вокзал в центре, добраться элементарно. Вечером сел на поезд, всю ночь проспал в купе, а утром – на месте. Ни минуты впустую.
Вопрос упирается исключительно в уровень подвижного состава и качество обслуживания. Однако опыт теперь есть. И он себя, как мне кажется, полностью оправдал. Поэтому я искренне рассчитываю в ближайшее время начать с комфортом ездить по железной дороге не только в Батуми, но и другие города.
Если вы не особенно спешите, начнем ездить вместе.
Счастливого вам дня!