Несколько дней назад президент Грузии Георгий Маргвелашвили, казалось бы, договорился с правящей партией "Грузинская мечта – демократическая Грузия" по правкам в проект обновленной Конституции, но вопрос вновь зашел в тупик.
Работа над усовершенствованием главного закона Грузии длилась почти восемь месяцев, и все это время не прекращались споры между "Грузинской мечтой", президентом и ведущими оппозиционными партиями. Парламент так и принял спорный документ, но правящая партия пообещала пойти на некоторые уступки и отказаться от двух поправок.
Двух поправок для президента и оппозиции, которые сумели договориться между собой, оказалось недостаточно. Маргвелашвили намерен наложить вето на принятый парламентом документ и представить свои замечания к четырем поправкам.
Четыре замечания
Проект поправок представляет собой обновленный вариант действующей Конституции Грузии с рядом существенных изменений. Страна переходит с полупрезидентской формы правления на парламентскую, что подразумевает отмену прямых президентских выборов и сокращение его полномочий. Между тем, расширяются полномочия парламента, в том числе оппозиционных фракций.
Еще в начале, на этапе работы Государственной конституционной комиссии между парламентским большинством и ведущими оппозиционными партиями вместе с президентом возникли разногласия по нескольким ключевым вопросом.
Эти разногласия и отказ представителей правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" идти на уступки привели к тому, что практически все оппозиционные депутаты отказались от участия в голосовании по поправкам в главный закон страны.
Оппозиция и президент недовольны в первую очередь отменой прямых президентских выборов, что планируется после выборов 2018 года. Они утверждают, что это снизит уровень демократии в стране.
Остальные спорные пункты связаны с выборами в парламент. А именно, президент и оппозиция настаивают на том, чтобы уже к следующим выборам изменилась система избрания депутатов. "Грузинская мечта" из-за внутренних разногласий, а именно с депутатами от регионов (избранных по мажоритарной системе), решила отложить переход со смешанной системы выборов исключительно на пропорциональную до 2024 года.
По действующему законодательству, по пропорциональной системе, т.е. по партийным спискам, выбирают 77 из 150 депутатов парламента. Остальных выбирают прямым голосованием в одномандатных округах. На последних выборах, в октябре 2016 года, "Грузинская мечта" получила 72 из 73 мест мажоритариев.
Другой причиной разногласий стал метод распределения мест в парламенте среди партий, преодолевших избирательный барьер. Парламентское большинство предложило так называемую "систему бонусов", согласно которой партии, набравшей максимальное количество голосов, отдается приоритет при распределении нераспределенных мандатов.
Оппозиция требует, чтобы все осталось как прежде – нераспределенные места раздавали по очереди всем партиям, преодолевшим барьер.
Последний вопрос связан с запретом на участие в выборах избирательных блоков.
Два взгляда на вето
Теперь картина такова, что и "Грузинская мечта", и оппозиция призвали президента наложить вето на утвержденный парламентом проект обновленной Конституции. Правящая партия согласилась таким образом пойти на уступки – отказаться от внедрения "системы бонусов" с 2024 года и разрешить участие избирательных блоков в выборах. Но оппозиции и президенту этого мало.
Маргвелашвили решил наложить вето на законопроект и с четырьмя, а не с двумя, как просила "Грузинская мечта", замечаниями вернуть в парламент до 10 октября.
"Если в вето не будут представлено только два вопроса, вето будет преодолено", — заявил лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе.
У правящей партии 116 мест в парламенте, то есть конституционное большинство. Соответственно, депутаты от большинства с легкостью смогут преодолеть вето и принять желаемый главный закон Грузии.
Главный арбитр "за"
Между тем, Венецианская комиссия Совета Европы, на которую возлагала надежды оппозиция, поддержала проект обновленной Конституции, правда с несколькими замечаниями. Заключение приняли на заседании, в котором участвовали председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе и парламентский секретарь президента Анна Долидзе.
В заключении лишь выражено сожаление по поводу отсутствия консенсуса между оппозицией и правящей партией Грузии и переноса даты перехода на пропорциональную систему парламентских выборов.
Также Венецианская комиссия выразила пожелание сделать выборы более равноправными, упразднив систему бонусов.
Вклад в историю
Пока парламентское большинство, президент и оппозиция Грузии доказывают свою правоту, премьер-министр страны Георгий Квирикашвили, который является лидером "Грузинской мечты", выразил уверенность, что у Грузии будет хорошая Конституция.
"Я уверен, что Конституция будет большим наследием, с которым в Грузии демократическая система станет необратимой… Ни одно из новых изменений не служит усилению и укреплению интересов правящей команды ", — сказал Квирикашвили.
Между тем, отвечая на вопросы журналистов, премьер Грузии дал понять, что "Грузинская мечта" рассчитывает на победу на следующих парламентских выборах – в 2020 году.