Насколько стабилен сегодня этот рынок и какие изменения ожидают его игроков, рассказал Sputnik Грузия руководитель неправительственной организации "Институт страхования Грузии" Георгий Гиголашвили.
— Этот рынок сегодня стабилен. Вообще, рынок страхования не любит потрясений. Те, у кого было желание застраховаться и деньги, уже застрахованы, а с теми, у кого нет желания или денег, работать сложно. Прежде всего, желательно, чтобы ответственность владельцев автотранспорта в отношении третьего лица страховалась в обязательном порядке. Имею в виду не только тех, кто въезжает в страну из-за рубежа, но всех, кто передвигается здесь на автотранспорте.
Основная суть страхования ответственности владельцев автотранспорта в отношении третьих лиц состоит в следующем. Если автотранспорт во время движения другому физическому лицу, гражданину или организации нанес ущерб или совершил наезд на человека, и последний скончался или получил какие-то повреждения, и ему понадобилось медицинское вмешательство, либо он повредил чужое имущество или врезался в автомобиль, стену, либо фонарный столб, или повредил дорогу и т.д., и ставится вопрос об ответственности владельца, последний обязан возместить ущерб.
В случае страховки, этот ущерб, вместо него, возмещает страховая компания. И не имеет значения, кто является владельцем автотранспорта — физическое лицо или компания. Смысл в том, что если у того, кто нанес ущерб, нет денег, или это наносит большой удар по его финансовому положению, почему должен страдать потерпевший или бизнес? А если он будет застрахован, то этот вопрос уладит страховая компания.
Кроме того, совершенно не развито страхование жизни и пенсионное страхование. Я не имею в виду случай, когда человек берет кредит, и страхование производится на случай, если он скончается, и кому-то придется возвращать заем.
Речь о долгосрочном классическом страховании, когда средства накапливаются десятки лет, а потом возвращаются застрахованному лицу. Что касается платежеспособности, тут проблем я не вижу.
- В некоторых странах орган, регулирующий сектор страхования, не выделен в качестве отдельной независимой структуры. Считаете ли вы это правильным?
— Сектору страхования нужен отдельный орган регулирования, поскольку сектор очень специфический.
- Согласно проекту изменений в Закон "О страховании", Служба государственного надзора над страхованием больше не будет финансироваться из бюджета, и платить т.н. "надзорную плату" придется страховым компаниям. Как вы думаете, насколько апробирована эта практика?
— Смысл этих изменений в том, чтобы финансирование службы надзора не легло на плечи бюджета. Согласно законопроекту, страховые компании из привлеченных премий должны выплачивать 1%. И это не в Грузии изобрели. К примеру, в Великобритании, во Франции, Германии индустрия страхования более требовательна к ведомству – чтобы оно честно регулировало и подходило профессионально, внедряло современные системы. В нашем случае это может быть, допустим, ускорение работы с разновидностями обязательного страхования. Это изменение не должно быть в новинку и страховым компаниям, поскольку данная система в нашей стране существовала до 2006 года.