ТБИЛИСИ, 18 окт — Sputnik. Мониторинг Народного защитника Грузии, который прошел в 109 школах Грузии в 2016-2017 годах при поддержке Детского фонда ООН (UNICEF), выявил факты насилия над школьниками, рассказала Sputnik Грузия руководитель программы коммуникаций UNICEF Georgia Майя Курцикидзе.
По словам Курцикидзе, два года назад подобный мониторинг прошел в дошкольных учреждениях, а в 2016-2017 года он прошел уже в общеобразовательных школах, как в частных, так и государственных.
"Это не было исследованием о насилии в отношении детей в школах, это был мониторинг Народного защитника, который проводится в разных учреждениях. Цель мониторинга — проверить ситуацию в плане защиты прав человека. Выявилось довольно тяжелое положение. Есть факты как физического, так и психологического насилия в школах, также серьезным вызовом является буллинг (травля, агрессивное преследование одного ребенка другим — прим. ред.)", — заявила Курцикидзе.
Одной из самых главных проблем остается то, что люди, работающие в школах, не понимают точное значение слова "насилие". Точнее, они не могут отличить дисциплинарные меры от насилия, пояснила Курцикидзе. Крики, унижение, в ряде случаев побои — они считают инструментом управления учебным процессом, а не насилием или унижением ребенка.
Проблемой остается и то, что в школах страны не информированы о существовании государственного механизма защиты ребенка от насилия, который существует в Грузии с 2010 года. Этот механизм напрямую обязывает педагогов выявлять случаи насилия и информировать об этом Агентство социального обслуживания.
"Выходит так, что они не то, чтобы не информированы о своих обязанностях, но и сами проявляют элементы насилия в отношении детей", — подчеркнула Курцикидзе.
Исследования UNICEF, проведенные в Грузии в разное время, показали, что половина населения страны считает нормальным в воспитательных целях проявление элементов насилия.
По словам Курцикидзе, люди, работающие с детьми, должны иметь соответствующую подготовку, чтобы содействовать развитию их навыков.
UNICEF рекомендует государству создать такой механизм превенции насилия в школах, чтобы он создавал здоровую среду, а не являлся неким элементом наказания.
По словам Курцикидзе, часто школы прибегают к простому решению проблемы, увольняя из школы педагога или отчисляя ученика. Это не выход, уверена руководитель программы коммуникаций. Она считает, что главное создать в школах такую атмосферу, в которой будет чувствоваться взаимопонимание и уважение.
Курцикидзе также отметила, что было бы хорошо, если ученикам в школах как можно больше будут рассказать о толерантности и решении проблем ненасильственными методами. Помимо этого, обязательно должна быть создана конкретная система оповещения и реагирования на факты насилия.
По словам Курцикидзе, впереди большая и трудоемкая работа, которая будет направлена на подготовку специалистов, создание специального механизма превенции насилия, чтобы школа в стране была безопасным местом, где ученикам создадут все условия для получения полноценного образования.