Александр Геловани
Итак, в Грузии очередной праздник жизни — выборы. Выборы для нас всегда праздник, а учитывая, что этот праздник у нас почти каждый год, вернее три года подряд с перерывом на один, то праздник, как ему и положено, регулярный.
Правда, нынешние власти уже позаботились о том, чтобы выборы были реже – после 2018 года тяжелую задачу избрания президента страны переложили с избирателей на депутатов. Впрочем, когда это будет, а пока на повестке дня выборы местные.
Вообще, в табеле о рангах общественного собрания местные выборы прочно занимают самое низкое место. Иное дело — парламентские или президентские. Даже после того как президент перестал по сути что-либо решать в нашей стране, словосочетание "президентские выборы" все равно продолжает звучать гордо. Ну а выборы мэра или депутатов муниципального собрания — сакребуло, воспринимаются как нечто малозначительное.
Скорее всего, тут идет речь об инерционном сознании. Еще совсем недавно мэров городов и руководителей районных администраций не избирали, а назначали. Назначала правящая партия, которая традиционно всегда побеждала на выборах. Исключение составлял мэр Тбилиси, которого все-таки выбирали.
А еще раньше, в приснопамятные времена Эдуарда Амвросиевича, мэра Тбилиси не выбирали, а выбирали мэров Рустави и Батуми. Считалось, что мэра Тбилиси выбирать вредно, мол, слишком высокий уровень легитимации у выбранного прямым голосованием руководителя столицы, в которой, по самым скромным подсчетам, кормится треть населения Грузии. Злые языки говорят — половина, но на самом деле истина где-то посередине.
После 2012 года на нас свалилось счастье самоуправления — мэров двенадцати городов стали избирать напрямую. Счастья это не прибавило, как, впрочем, и эффективности. Поэтому количество самоуправляющихся городов решили сократить с двенадцати до пяти. Нынешнюю власть даже не смутил факт сокращения количества с сакральной цифры двенадцать до цифры пять, которая, как известно, является номером на выборах главной оппозиционной партии – "Национальное движение". Видимо, принимающие решения не из суеверных или не из пугливых.
Так или иначе, Амбролаури, Ахалцихе, Гори, Зугдиди, Телави, Мцхета и Озургети — больше не самоуправляемые города. Этот статус остался только у Тбилиси, Батуми, Поти, Кутаиси и Рустави. Как бы в качестве компенсации, правящая партия изменила название глав районных администраций. Теперь они все будут называться мэрами, как бы странно для нас ни звучало сочетание "мэр района". Но это ничего, привыкнем, не к такому привыкали.
Кто же кого и сколько выбирает на этих выборах? По месту постоянного жительства в местных выборах смогут принять участие три миллиона четыреста тысяч избирателей. По крайней мере, так утверждает Центральная избирательная комиссия. То, что согласно данным последней переписи в Грузии всего три миллиона семьсот тридцать тысяч населения вместе с детьми школьного и дошкольного возраста, ни власти, ни Центральную Избирательную комиссию, ни даже политические партии, участвующие в выборах, нисколько не смущает. Что ж, давайте не будем смущаться и мы. Тем более, что стопроцентная явка избирателей этим выборам явно не грозит.
Те, кто все-таки придет на избирательные участки, будут избирать мэров пяти городов (Тбилиси, Батуми, Поти, Кутаиси, Рустави) и 59 районов, а также 2 058 депутатов в 64 сакребуло. По ходу замечу, что у всех этих депутатов будут немаленькие зарплаты и нехилый соцпакет.
Ну а как вы хотели, демократия, то бишь власть народа, штука недешевая, а в данном случае — дорогая. И тут все понятно, крест муниципального чиновника или слуги народа в представительном органе — тяжелый крест. Тут кроме патриотической составляющей нужны и мощные материальные стимулы. Но, конечно, я далек от мысли, что кто-то идет в депутаты или в мэры в погоне за длинным рублем, точнее, длинным лари. Конечно, главным побудительным мотивом для желающих попасть в органы местного самоуправления является положить свои таланты, а если понадобиться и свою жизнь на алтарь родины, в данном случае, малой. Благо таких людей у нас немало.
Желание быть мэрами выразили аж 378 достойных сынов Отечества, и это на пять мест мэров городов и 59 мест мэров районов. Простая арифметика говорит нам о том, что конкурс на кресло мэра в Грузии составляет в среднем шесть человек на место. Но это если усреднить. А если не усреднять, а посмотреть на реальную картину, то на место мэра Тбилиси претендует 13 кандидатов. Как тут не вспомнить конкурс в советские вузы. Кстати, большинство из кандидатов тот самый конкурс успешно преодолели, исключение составляет будущий победитель. Но это отдельная история.
С депутатами вроде ситуация должна быть попроще, мест то больше двух тысяч. Но, как на каждую кастрюлю найдется своя крышка, на каждое депутатское место найдется и кандидат. Причем не один. В одиссее борьбы за депутатские мандаты участвуют ни много, ни мало, 27 партий и блоков. В каждой партии и у каждой партии много кандидатов, так что без депутатов мы точно не останемся.
Ну а теперь, когда мы разобрались, как оно все будет, самое время ответить на простой вопрос — зачем? Зачем нам все эти мэры, депутаты местных муниципальных собраний и еще куча больших и маленьких начальников местного самоуправления. Идея такая – те, кого выберут, должны содержать в исправности городское хозяйство, блюсти чистоту в городе, любить и лелеять горожан. С последним у нас проблем не будет, любить и лелеять у нас могут лучше всего. Насчет первого и второго сомневаюсь. Но даже если предположить, что произойдет чудо, и город, в котором вы живете, после выборов станет чистым и комфортным для проживания, стоит задаться простым вопросом — а нужен ли для выполнения трех простых, при современных технологиях, задач, огромный аппарат чиновников и слуг народа.
В центре Тбилиси стоит многоэтажное здание времен брежневского застоя, бывший дворец профсоюзов, а ныне мэрия города. В этой самой мэрии целых тринадцать служб, то есть отделов. Есть, например, такая замечательная служба, как служба здравоохранения и социального обслуживания. Заметим, что кроме работников мэрии, этими же вопросами занимаются работники в районных администрациях столицы. А еще у нас есть целое министерство здравоохранения, работники которого тоже заняты заботой о нашем здоровье. При всем этом государственных больниц в Грузии нет. Только, пожалуйста, не подумайте, что я говорю о том, что уважаемые люди, работающие в службе здравоохранения и социальной защиты города, ничего не делают. Делают, более того, трудятся не покладая рук, но это же зрелище труда в никуда, демонстрирующее чудовищную неэффективность системы.
В отличие от государственных больниц, государственные школы в Грузии есть. Они почему-то называются публичными, то есть общественными, но от этого суть не меняется. Соответственно, существует и служба, занимающаяся образованием, спортом и молодежными вопросами. Соответствующие подразделения есть и на уровне районных администраций. А еще у нас есть целых два министерства, занимающиеся теми же вопросами — министерство образования и министерство молодежи и спорта. Понятно, что у этих дел тоже невпроворот.
То, что город надо озеленять, никто не спорит, но почему для этого необходима отдельная служба экологии и озеленения, решительно непонятно — неужели озеленение не является благоустройством? А еще у мэрии есть службы внутреннего аудита и собственной безопасности, не вместе, а отдельно две службы. При всей моей фантазии придумать им функции, отличающиеся от функций прокуратуры и министерства внутренних дел, не смог. Думаете, все? А вот и нет. Существует еще огромная армия чиновников всевозможных агентств и сервисов. Перечисление и анализ каждой службы заняли бы у нас слишком много времени.
Вместо этого давайте просто сравним цифры. В Нью-Йорке, городе с бюджетом 70 миллиардов долларов — 250 тысяч сотрудников городских служб. В городских службах Тбилиси, по данным Business Press News, на февраль этого года заняты 5 700 человек. При этом бюджет города составляет 300 миллионов долларов. Разницу между миллиардом и миллионом, думаю, знают все. При этом население Нью-Йорка составляет 20 миллионов человек, а Тбилиси — 1,1 миллиона. Дальше сравнивать не будем, зачем расстраиваться больше, чем надо. Просто замечу, что с депутатами все еще печальнее. Кстати, почему мы даже на местном уровне избираем часть депутатов по пропорциональным спискам, мне тоже решительно непонятно.
На все поставленные здесь вопросы сторонники "большого государства" объяснят нам, как необходимы все эти службы, чиновники и слуги народа. Как мы без них пропадем и так далее. Придется поверить им на слово, потому что изменить сейчас все равно ничего не получится. Но на выборы идти все-таки надо, а то те, кто наверху, могут подумать, что нам все равно. Но ведь это не так.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции