Президент Георгий Маргвелашвили для населения Грузии прочно ассоциируется с несколькими моментами. Его запомнят как президента, часто использовавшего право вето, право помилования заключенных, как прозападника и, естественно, как бывшего фаворита Иванишвили.
Возможно, люди, которые его не любят, припомнят ему Фонд Сороса и вязание носков, но от этого с Маргвелашвили ничего не убудет. Несмотря на то, что парламентское правящее большинство день и ночь его ругает, в рейтингах он постоянно занимает место в первой тройке и считается перспективным политиком на будущее, если решится на это.
Так или иначе, Маргвелашвили стал президентом, и непокорности от него никто не ждал. Но иногда образование и принципы осложняют человеку жизнь. На первое серьезное сопротивление Маргвелашвили пошел после слушаний закона о прослушках. Вернее, после наложения на него вето.
Обращаясь к истории, кто только не накладывал вето на законопроекты! Франклином Рузвельтом, оказывается, было наложено на законы более 600 вето. Джорджем Бушем-старшим – 44, а Клинтоном – 37. Однако из Маргвелашвили, который сам назвал себя пластилиновым человеком, не получилось покорного президента. Известно, что Иванишвили в последние годы общается со своим бывшим протеже только через посредников. Но даже сегодня политическое будущее опального действующего президента выглядит лучше, нежели будущее послушной политической команды.
"Президент, мне кажется, играет в свою игру. Хочет в определенной мере остаться в грузинской политике. Что естественно, но это все у него получается несколько грубо. Обществу надоело нескончаемое противостояние между ветвями исполнительной власти, ему это уже неинтересно. Однако тут виноват не только президент, но и политическая неопытность, которая, к сожалению, характерна для части представителей властей", — считает эксперт Мамука Арешидзе.
А эксперт Арчил Гамзардия полагает, что на этом этапе политические планы президента не просматриваются.
"На этом этапе данность такова, что Маргвелашвили удалось сотрудничать практически с полным спектром оппозиции, и он выполнил определенную функцию в поисках общей точки опоры в связи с Конституцией. О том, насколько и в какой форме все это продолжится в будущем, пока что говорить очень сложно. Для президента характерна активность в определенный период, когда вроде бы он порождает политические ожидания, а затем ситуация снова утихает. Поэтому на данном этапе трудно сказать, какие у него планы", — заявляет Гамзардия.
Он говорит, что пока не решил, все зависит от того, какая конфигурация выстроится на поле политической борьбы к 2020 году. Но точно можно сказать, что к президентским выборам в 2018 году он не станет рисковать — из-за низких шансов.
И, невзирая на то, какой стиль жизни изберет философ Маргвелашвили, факт, что он покинет пост в статусе самого счастливого президента Грузии.
Первый президент независимой Грузии был убит. Второго проводили революцией роз. Третий – преследуется, и ему отказывают в политическом убежище. А четвертый с двумя детьми покинет авлабарскую резиденцию и спокойно вернется к своему подворью и библиотеке в Душети. Если только не вернется в политику, найдя сторонников как внутри страны, так и за ее пределами.
Видимо, Мамука Арешидзе прав. Маргвелашвили, действительно, играет в собственную игру.
Почему-то я думаю, что идея президентского дворца жизнеспособна, и традиция его использования в качестве резиденции не завершится на Маргвелашвили… История, которая продолжается…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.