Екатерина Минасян, Sputnik
Валерий Калмыков – духоборец. Потомственный. Хотя, стоп, есть ли не потомственные духоборцы? Ну, те, которые обратились в духоборческое вероисповедание впоследствии. Пришел, послуша, и решил стать духоборцем…?
Во время нашего с коллегами пребывания в одной из духоборческих семей в селе Гореловка, куда мы заглянули на огонек, хозяева дома говорили, что это возможно. Говорили даже о том, что необязательно быть для этого русским по национальности. Достаточно поприсутствовать на молитве, во время исполнения псалмов и впустить в себя Бога.
Читайте также: Духоборцы — откуда они пришли в Грузию и что принесли >>>
Валерий утверждает, что духоборцем можно только родиться, и никак иначе. Вообще, погружение в тему духоборчества и проживания духоборцев в Грузии наводит на мысль, что сколько духоборцев, столько и мнений. Единого взгляда на вещи не существует. Иногда высказываются мнения взаимоисключающие. Валерий утверждает, что все дело в отсутствии информации и соответствующих знаний. Мало кто сегодня занимается изучением истории возникновения на профессиональном уровне. Все больше толкованием уже известных фактов из истории. Валерий собирает информацию о духоборцах не первый год. У него есть даже собственный сайт.
Нет вероисповедания – нет нравственного императива
Духоборчество – есть вероисповедание, свой собственный религиозный устав. Если в православии посредником между человеком и Богом выступала церковь, у духоборцев это была община. Она формировала жизненный уклад.
"История духоборов — это во многом история их руководителей, — рассказывает Валерий. — Посмотрев на жизнь и учение их руководителей, мы можем узнать, как развивалось их богословие и к чему оно пришло".
Духоборцы как движение выросли из раскольников беспоповского толка. Вначале среди беспоповцев появилась группа сектантов, которые называли себя "Божьи люди". Многие из "Божьих людей" впоследствии составили новое движение —"духовных христиан". Они считали, что истина, изложенная в Писании, должна обязательно проверяться некой "духовной истиной".
Мы, конечно же, знаем, что любое наше внутреннее духовное побуждение должно проверяться Библией. У "духовных христиан" всё было наоборот. Они очень большое значение придавали совести. Как раз из "Духовных христиан" где-то во второй половине XVIII века выделилось движение духоборцев. Впервые православный архиепископ славянский Никифор назвал их таким именем, утверждая, что они борются против Святого Духа. Название прижилось, и сами духоборцы приняли его, правда, несколько переосмыслив. Они заявили, что борются против сил тьмы силою Духа Святого.
Таким образом духоборчество появилось на свет. Поначалу это было весьма разрозненное движение. И первым, кто его возглавил и как-то систематизировал, был Силуан Колесников. Человек простой, но достаточно умный и образованный, хорошо знавший Библию, знакомый с сочинениями западных протестантов. Однако его пристрастия ограничивались мистическим богословием. Он начал проповедовать о том, что надо жить чистой святой жизнью, отвергнуть иконы, кресты, вообще все внешнее, что каким-то образом призвано помогать общению с Богом. Он считал, что эта связь должна осуществляться непосредственно через Духа Святого.
Читайте также: Грузинская Сибирь — как живут последние 150 духоборцев Джавахети >>>
Второй личностью в истории духоборчества был Илларион Побирахин, уроженец села Горелое Тамбовской губернии. В 1775 году он стал руководителем духоборцев, и в это же время появилась идея о "Животной книге". От слова "живот" — жизнь. Побирахин противопоставлял слово печатное слову живому. Он учил, что нужно доверять Богу — истине в своем сердце и разуме. Девиз духоборов того времени: "Напишите во сердцах, возвестите на устах". Они верили, что Библия — Слово Божье, что нужно слушаться её, но слова Библии должны "жить" в сердце верующего, превращаясь в нём через вдохновение свыше в настоящее, живое ненапечатанное слово. Побирахин собрал разрозненные религиозные мысли духоборов в "Животную книгу". Книга эта принципиально не записывалась. Это была своеобразная вторая Библия духоборов — устная. В Советские годы Бонч-Бруевич собрал "Животную книгу" и записал ее.
Третьим духоборческим лидером стал Савелий Капустин. В 1790 году он занял место Побирахина. С этого времени богословие духоборцев постепенно стало утрачивать свою очаровательную простоту. Весьма интересно проследить развитие духоборческих верований. Сначала это было стремление к жизни по заповедям Христа, потом большое внимание стало уделяться внутреннему опыту и внутреннему свету. А в результате, упование на своего лидера и так называемый внутренний свет полностью заслонили собой Библию. Так любое благое дело не может долго оставаться благим, если не основано на Слове Божьем.
Савелий Капустин был крепким хозяйственником и организатором. Именно он ввёл среди духоборов принципы общинной жизни. Из-за этого моментально прекратился численный рост духоборцев. Они отделились от всего мира. Браки заключались только между "своими", не стало возможности общаться с внешним миром. Имение стало общим, из которого оказывалась помощь только "своим" нуждающимся. Были созданы сиротские дома опять же для "своих". Устоялись свои незыблемые обряды и традиции. Однако такой строгий и скрытный жизненный уклад помог духоборам уцелеть во времена гонений, которые начались как раз во время руководства Савелия Капустина. Многие из духоборцев были отправлены в ссылки.
Страсти поутихли только на время царствования Александра I, а после его смерти возобновились. К сожалению, духоборцы были уже не те прямодушные и искренние верующие. На словах исповедуя любовь к ближнему и веру во Христа, жизнью своей многие отрицали эти святые верования. Библия в большинстве общин была забыта. Люди жили сами по себе. И когда к власти пришел четвертый лидер — Пётр Веригин — движение духоборцев было, мягко говоря, весьма неоднозначно христианским.
"К сожалению, Петр Веригин не стал такой личностью, которая смогла бы направить это религиозное движение в русло веры евангельской, — продолжает Валерий. — Духоборы стали символом русского религиозного инакомыслия, но утратили честь быть религией, основанной на подлинно христианских духовных ценностях".
Нет имущества – нет общины
Принято считать, что конец духоборчеству наступил с развалом Союза. Жили себе духоборцы, не тужили, занимались коллективным трудом, имели общее хозяйство. А развалился советский строй, и наступила разруха в духоборчестве. Они ведь жили общинным строем, сколько себя помнили, задолго до прихода советской власти и другого мироустройства просто не ведали. Но у Валерия другой взгляд на причины развала духоборчества.
"Община развалилась после смерти Лукерьи Калмыковой, — делится мыслями потомок известной духовной предводительницы Лукерьи Калмыковой. — Скрепляющей идеей была община. Она цементировала религиозные отношения. А Лушечка, как ласково называли в народе Лукерью, была для них святой, живой Богородицей. Все, что она сказала, все исполнялось, они из-за нее на смерть шли".
Лукерья Калмыкова, в девичестве Губанова, стала духовным лидером духоборцев после смерти ее супруга, Петра Калмыкова. Именно при ней духоборчество достигло наибольшего расцвета. Она пользовалась среди духоборцев безусловным авторитетом.
"Духоборцы выбрали Лукерью себе в лидеры не потому, что у нее были красивые глаза или длинные ноги. А потому, что она обладала высоким интеллектом и была прекрасно образована. Лушечка ушла из жизни в 46 лет, притом при весьма загадочных обстоятельствах. Причины ее смерти до сих пор не изучены. После ее ухода из жизни и начался раздел имущества. Стороны не могли решить, к кому же перейдут общественные деньги, хранительницей которых была при жизни Лукерья. Губанов, ее брат, говорил, что если эти деньги принадлежат Лушечке, но у нее нет детей, значит они переходят к родному человеку, брату. Но был еще и Петр Васильевич Веригин, который был на 20 лет моложе Лукерьи. Он ей нравился, скажем так. Она дала ему образование. И он также претендовал на деньги. Стороны судились семь лет. В конечном итоге, суд вынес решение в пользу Губанова. Этот имущественный вопрос и расколол общину. За время судебной тяжбы судьи и чиновники выкачали из них все деньги. В итоге, это влиятельная религиозная группа раскололась. В общине уже никто практически не понимал, кто прав, кто виноват. И, самое главное, не было духовного лидера, который прекратил бы внутренние распри. Когда происходит брожение, нужен вожак. А его не оказалось. И, как результат, случилась миграция — кто-то уехал в Россию, другие — в Канаду, третьи остались в Грузии".
Отток в Канаду начался в 1899 году. Осуществлен он был благодаря помощи русского классика Льва Николаевича Толстого. Гонорар от книги "Воскресение" был направлен именно на эту цель – переезд духоборцев. Вторая партия, которая составила более четырех тысяч человек, выехала в 1922 году в Ростовскую область, на целину. Именно с тем потоком и попали предки Валерия в Ростовскую область, где он и по сей день живет. Правда, с Грузией он связь поддерживает. В селе Тамбовка Ниноцминдского района живет его тетя, одна единственная на все село духоборка.
Нет коммерции – нет истории
Духоборчество умирает, традиции предают забвению. Это самое популярное из того, что приходится слышать обычно, когда речь заходит об исчезающей культуре духоборчества. Валерий считает, пока не будет коммерческого подхода к делу, духоборчество будет катиться к закату.
"Я им все время говорю, чтобы выжить, нужно проявлять какой-то коммерческий интерес. Я напечатаю буклеты с фотографиями, историей. Сделаем магнитики с изображением Сиротского дома. Ведь это поможет притоку туристов в край. Я им объясняю, ну, помогу я вам, привезу 500 долларов. Но моя одноразовая помощь не принесет пользы, если вы сами не включитесь, не проявите интереса. И вот они на это говорят, мы религией не торгуем. Так это же вопрос выживания! И что плохого в том, что вы заработаете денег, которые потратите на ремонт сиротского дома?! А тут вы не просто будете с людей деньги брать, вы популяризировать культуру будете. К слову, собрать экскурсию и показать, как делается сыр".
Найти брешь в рассуждениях Валерия вроде бы сложно. Он, между тем, продолжает:
"Последние 25 лет люди из Грузии активно уезжали. А кто уехал? Самый активный, агрессивный, злой, деятельный. Тот, кто не боялся трудностей. Остались те, кто уже зацементировался. Пытаться что-то менять в своей жизни они не хотят. У меня тетка в Тамбовке живет. Дочь зовет ее в Грецию. А она упрямится, не хочет. Привыкла, не может".
В качестве причины исчезновения духоборческой культуры, помимо отсутствия коммерческой жилки и привычки жить по старинке, Валерий называет еще и проблему самоидентификации.
"Я как-то на американском форуме познакомился с парнем по фамилии Саркисян. Спрашиваю его, кто ты по национальности. Отвечает – армянин. Он родился и живет в Америке. Спрашиваю, вы в Армении были, отвечает – нет. Ну, может родители были, тоже нет. Может бабушка приехала в Америку? Нет, говорит, предки приехали в 1855 году. И он даже языка не знает и тем не менее позиционирует себя как армянин. Вы понимаете, тут очень важен момент самоидентификации. А канадского духобора спрашиваешь, кто он, так он отвечает – канадец. Нет знания языка, нет возможности прочесть и понять "Животную книгу" и нет духовных скреп. Сегодняшние представители духоборчества подразумевают под духоборством честную, нравственную жизнь, без вредных привычек, но это не имеет никакого отношения к религии. Это всего лишь правильный образ жизни, не больше".
"Каждый человек проживет только одну — свою собственную жизнь, — пишет Валерий на собственном ресурсе, где постарался собрать всю доступную информацию о духоборцах. – Он проживет ее так, как были сформированы характер, привычки и личные качества человека, которые были заложены его родителями, родственниками и обществом. С высоты прожитых лет станет очевидным, насколько значимым был этот вклад. И тогда каждый человек как личность станет осознавать себя частью, одним маленьким, но очень важным звеном Истории своего рода…"