Екатерина Минасян, Sputnik
Скажу честно: чем больше я узнавала о духоборцах, тем больше они мне нравились. Человек ведь как устроен – тянется к тому, что ему ближе. В моем случае этим сближающим фактором оказалась религия. Духоборческое учение сводится к тому, что для общения с Богом людям не нужны посредники — священники. Духоборы не признают религиозную символику: церкви, кресты, литургию и иконы и не ищут Всевышнего извне. Многие говорят, что духоборчество крайне близко к протестантизму, и даже приравнивают духоборчество к протестантизму. Возможно, и так. Однако духоборцы интересны далеко не только религиозными воззрениями.
Людей, которые волею судьбы оказались в XIX веке в Грузии, отличает помимо всего прочего, неизменная сплоченность, показательное трудолюбие и крайняя миролюбивость. Ну, и конечно же, приверженность вековым традициям и обычаям. Гореловские духоборы – это такой островок русской культуры на юге Грузии. Притом культуры, в которой много всего намешано. Есть элементы, характерные для юга, а есть детали, встречающиеся в культуре северной и центральной России.
Читайте также: Грузинская Сибирь — как живут последние 150 духоборцев Джавахети >>>
Взять хотя бы духоборческие жилища. У духоборов, мигрировавших из Грузии, в Тульскую, Брянскую и Тамбовскую области, жилье ничем особенным не отличается. Это типовые, современные дома. Другое дело в Гореловке. Тут, что ни дом – история, XIX век. А самый главный, тут, конечно же, сиротский дом. Это целый комплекс русских домиков с крашенными ставенками. И состояние твое при этом такое, будто в детство попал и через минуту-другую из этих русских избушек начнут выплывать герои сказок. Старинные, сохранившиеся в первозданном виде дома, точь-в-точь повторяют жилища, которые строились в северной и центральной части России.
Как рассказывает заведующая художественным отделом Вологодского государственного музея Ангелина Глебова, первым в глаза бросается сходство в элементах росписи на ставнях домов.
"Цветы на ставнях – традиционная роспись, характерная для северной и центральной частей России. Правда, в северной России роспись отличалась более насыщенными цветами. Скорее всего, это делалось для того, чтобы внести какие-то яркие краски в жизнь, полную продолжительных и холодных зим. В домах духоборцев в Грузии цвета более приглушенные, тепла и света тут было предостаточно. В домах на севере России было больше окон. К слову, на одной стороне могло быть по шесть окон".
Духоборческие традиции ставить на окна цветы и украшать дом утирками (полотенца) тоже берут начало из северной России. Только вот в так называемом красном уголке, где у славян традиционно вешались иконы, у духоборов в молельном доме висят настенные часы. У северных народов печь, а вместе с ней и кухня отделялись от остальной площади перегородкой. Нет такой перегородки у духоборов.
К слову, на севере страны полы в домах стелили из дерева. В молельном доме духоборов в Грузии пол глинобитный. Хотя этому есть вполне резонное объяснение. В Гореловке и по сей день наблюдается дефицит древесины. Зимой, за неимением оного, тут отапливаются кизяком – высушенным навозом. Башен, выстроенных навозным кирпичом тут хоть пруд пруди.
По словам специалиста, сходство с северной Россией в культуре духоборцев наблюдается и в орнаментах утирок.
"Качество орнамента-узора ступенчатое. Такие же ткали в Псковской и Калужской губерниях. Для северной части характерны синий цвет, который олицетворяет небо, космос, красный, подразумевающий солнце, жизнь, кровь, и белый, означающий духовность и чистоту".
В детстве, часто отдыхая в Кисловодске, мы жили в доме у одной русской женщины. С годами она стала мне почти родной, и называла я ее просто — баба Маша. В спальне у бабы Маши были высокие кровати, сеточные. На них в обязательном порядке громоздились подушки – мал-мала меньше. Сверху эта пышная пирамида покрывалась кружевной накидкой. От этого кровати в маленькой спаленке казались еще выше. Как-то раз я услышала о том, что таким образом постели застилали, как правило, духоборы. Смешно признаться, но меня в Гореловке дико волновала эта незначительная деталь. Как объяснила искусствовед, духоборы действительно так покрывали постели. Но этот обычай был присущ любой из областей России.
Духоборы унаследовали от северной России также традицию общего стола.
"Народ собирался после освещения скота. Лапшу, как на духоборческих застольях не подавали, а вот борщ был одним из самых популярных кушаний во время сельских посиделок. У духоборов традиционные блюда готовятся и по сей день мужчинами. На севере мужчины, как правило, варили уху. И что самое занятное, пиво знатное уже варилось женщинами. Такое распределение обязанностей связано скорее всего с тем, что процесс пивоварения занимает много времени. В те далекие времена односельчане собирались за одним большим столом. Яств на нем много могло и не быть. Но односельчан хватало", — говорит Ангелина Глебова.
Собирались обычно, одеваясь в традиционные наряды: сарафан, рубашку и обязательно покрывали голову головным убором, под который убирались волосы. Замужние женщины надевали повойник, а сверху повязывали платки. Выходным головным убором считался кокошник. Душегрейка из атласа, которая и по сей день сохранилась у духоборов, шилась уже в более поздний период.
В общем-то, духоборы вобрали в себя культуру и северной, и центральной России, реже южной, хотя, возможно, и тут есть какие-то параллели. Ответить, откуда пришли духоборы и чью культуру принесли в Грузию, однозначно сложно. Они ведь съезжались со всех областей России. Отсюда и столько эклектики в духоборческой культуре. Все перемешалось, переплелось, и отделить одно от другого теперь уже сложно.