Имя Бадри Патаркацишвили в Грузии знакомо всем. Собственно, вне Грузии тоже. Миллиардер не с самых последних строчек рейтинга «Форбес». Успешный предприниматель, что логично, раз миллиардер. Преуспевающий бизнесмен, что уже не столь логично для обретения достойного имиджа – богатство злит завистников и часто напрочь отталкивает почитателей.
Так что секрет популярности Патаркацишвили, мне кажется, больше в феномене человеческом. Каким-то образом ему удавалось совмещать жесткость коммерсанта с заботой о друзьях, близких, родственниках. И даже о совершенно посторонних людях, нуждавшихся в помощи.
Такого мнения придерживаются те, кто общался с этим неоднозначным, подверженным крайностям человеком. Беспощадным к конкурентам. И подчас внимательным к чужим бедам. Лично мне, к сожалению, ни разу не довелось с ним пересечься. Ни в ипостаси журналиста, ни как обычному горожанину. Если не считать президентских выборов 2007 года, когда в ранге избирателя я, признаюсь, отдал голос не за него…
Заоблачные капиталы, безусловно, предполагают строжайшую конфиденциальность. Однако дело не только в них. Вспомните, в какое время Патаркацишвили собирал свою империю?! Лихие 90-е. Тот, кто их пережил, комментариев не потребует. Дикие законы первоначального этапа накопления… Формулу, если не ошибаюсь, вывел Карл Маркс. И она легла в основу беспримерных сражений обретшего интеллект криминала.
Разумеется, обогатившись местными особенностями. Предприимчивость плюс смелость, переходящая в беспредел. Смекалка, помноженная на бесцеремонность и жестокость. Расчет, замешанный на отчаянном риске. То есть, когда рискуют не только капиталом, но и жизнью. И когда любая другая правда не просто отметается, а выжигается на корню. В лучшем случае – ты просто за бортом. В худшем…
Читайте также: Вдова Патаркацишвили в числе самых богатых женщин Британии >>
Патаркацишвили законов дикой стихии не оспаривал. Он, скорее, из тех, кто их формулировал. Во всяком случае, сполна через них прошел. В России ему было инкриминировано несколько нашумевших дел, включая так называемое «аэрофолотовское». И он вернулся на родину. Возможно, убежал. Или ему дали сбежать…
Факт тот, что в Грузии он считался самым богатым гражданином. И из жизни ушел, многое раздарив, но принципиально никому ничего не уступив. Наверное, потому его безвременная кончина послужила основой для разнотолков и конспирологических версий. Нам остается лишь довериться следователям. Оставить все на их совести.
Вспомните его позицию: “Для того, чтобы не создавать проблем нашей стране и народу, я максимально удалился от Грузии, так как не хочу там воевать ни с кем”. Патаркацишвили распродал все грузинские активы, сохранив в собственности лишь носившие откровенно благотворительный характер.
Читайте также: Что продают в Грузии: цирк, монетный двор и президентскую резиденцию >>
Он поднял грузинский спорт. И как президент национального Олимпийского комитета. И отчисляя личные средства на его развитие. Как-то (еще при прежней власти) я обратился за комментарием к пятикратной чемпионки мира по шахматам Ноне Гаприндашвили. О Патаркацишвили речь не шла. Но одна из самых интеллектуальных женщин планеты сочла нужным подчеркнуть – забывать о роли Бадри Патаркацишвили в возрождении грузинского спорта было бы неблагодарностью.
Честно говоря, мне стало немного не по себе от сообщения, что здание цирка выставлено на продажу. Несправедливо заранее наговаривать на того, кто его купит. Однако хотелось бы, чтобы новый владелец так же, как и предыдущий, сознавал – культурно-историческая и общегородская ценность этого здания именно в том, что в нем выступают цирковые артисты!
Особо о телекомпании “Имеди”. Патаркацишвили создал ее с нуля. И название, уверен, выбрал не случайно. Похоже, из своего сомнительного прошлого он вынес довольно четкие представления, как должны сочетаться в современной грузинской действительности интересы бизнеса, политики. И общества – в нашем лице. Он даже заявил: “Я не собираюсь принимать активного участия в политической жизни Грузии, если меня не доведут до черты, за которой я буду вынужден это сделать”
Довели. Не сумели переспорить и вернулись в 90-е. Под лозунгами демократии тогдашняя власть, словно обезумевший средневековый варвар, ворвалась на “Имеди”. Стальными ломами громила аппаратуру, пытаясь заткнуть журналистам рот…
Сегодня Аркадию (Бадри) Шалвовичу Патаркацишвили исполнилось бы 62 года. Будь он жив, я не знаю, как бы чувствовали себя его конкуренты и оппоненты. Но уголовные дела, связанные с ним, закрыты. Потому что судить того, кто ушел из этой жизни — дело не наше, а Всевышнего…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.