Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс: выгода для всех и для России

© FB / Giorgi Kvirikashvili Церемония открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс
Церемония открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс - Sputnik Грузия
Подписаться
Ввод в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс даст толчок развитию южных регионов Грузии и северо-востока Турции

ТБИЛИСИ, 31 окт — Sputnik. Коренным образом могут измениться грузопотоки в регионе с запуском маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК), который соединил азербайджанскую и грузинскую железные дороги с турецкими и торжественно сдан в эксплуатацию в понедельник, сообщает Sputnik Азербайджан.

В Баку с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева, первой леди Мехрибан Алиевой, турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана с супругой Эмине Эрдоган, глав правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана Бакытжана Сагинтаева, Георгия Квирикашвили и Абдуллы Арипова, а также делегаций Таджикистана, Туркменистана и других официальных лиц прошла официальная церемония сдачи в эксплуатацию маршрута Баку-Тбилиси-Карс протяженностью 826 километров.

"Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс – исторический проект стратегического значения", — сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе своего выступления на официальной церемонии открытия железнодорожного сообщения БТК.

Читайте также: Очередной "проект века" открыли в Баку >>

С вводом в эксплуатацию БТК открывается кратчайший путь для перевозок грузов и пассажиров из Китая и Центральной Азии в направлении Турции и далее в страны Юго-Восточной Европы. Не случайно в торжественной церемонии открытия маршрута принял участие премьер Казахстана: именно из этой страны (Кокшетау) по БТК отправился первый грузовой состав с 32 контейнерами, конечным пунктом назначения которого служит станция Мерсин (Турция). Тем самым, Казахстан делает ставку на значительные объемы транзита грузов в направлении Турции.

Привлекательность БТК для перевозки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) возникает благодаря таким составляющим, как снижение себестоимости перевозки грузов, время нахождения в пути и безопасность транспортировки. С вводом в строй Баку-Тбилиси-Карс из ТМТМ исключается необходимость перевозок морским путем — из грузинских в турецкие черноморские порты.

Иными словами, исключаются и дополнительные транспортные расходы на морские паромные перевозки, а также портовые сборы. Это обещает привлечь внимание отправителей грузов по ТМТМ, и заметно повысит привлекательность маршрута в сравнении с другими.

БТК – коммерческий проект, а не политическая авантюра

Противники строительства 98-километрового участка железной дороги между турецким Карсом и грузинской станцией Ахалкалаки называли проект дорогостоящей политической авантюрой руководства Турции и Азербайджана, которая нацелена на дальнейшую изоляцию Армении.

Отметим, что строительство данного участка продолжалось порядка десяти лет и обошлось, по некоторым данным, в полтора миллиарда долларов. Однако в результате двум постсоветским республикам — Азербайджану и Грузии — удалось напрямую соединить свои железные дороги с Турцией, и востребованность маршрута подтверждает правильность принятого решения.

В контексте упомянутого обвинения в "изоляции" следует упомянуть, что руководство Европейского союза и представители международных финансовых институтов предприняли меры к тому, чтобы перекрыть доступ трех стран БТК к финансовым ресурсам, что в немалой степени послужило причиной задержки сроков.

Ввод в строй БТК окажет заметное влияние не только на увеличение объемов перевозки транзитных грузов, но и даст толчок развитию восточных районов в Турции и юго-западного региона Грузии. А непосредственно Азербайджану запуск БТК позволит стать региональным транспортным хабом, который будет способствовать перевозкам грузов не только в направлении Запад-Восток, но и Запад-Юг и Запад-Север.

Транспортировка грузов по БТК выгодна России

Реализацию со стороны Баку данного железнодорожного проекта некоторые силы хотят преподнести как недружественный шаг по отношению к России в виде создания альтернативного маршрута для перетягивания на себя транзита грузов из Китая.

Премьер-министры Грузии и Турции Георгий Квирикашвили и Бинали Йылдырым - Sputnik Грузия
Турция благодарит Грузию за вклад в реализацию Баку – Тбилиси – Карс

Здесь стоит отметить, что в данном вопросе противопоставлять Россию и Азербайджан не стоит, так как, создавая привлекательные сухопутные маршруты для транзита грузов из Китая в Европу, обе страны прилагают усилия к тому, чтобы доказать большую эффективность сухопутных маршрутов по сравнению с морскими, и естественно, ведут взаимную конкуренцию.

В то же время начало работы БТК позволит заметно снизить расходы на поставки российского зерна, леса и других товаров в направлении Турции и Юго-Восточной Европы. Более того, загруженные товарами из Поволжья и Урала железнодорожные составы через БТК могут выйти напрямую на турецкие порты в Средиземном море и далее в страны Африки. Иными словами, российские грузы в новом формате логистики получат прямой выход на 80-миллионный рынок Турции.

Кстати, и Турция те же томаты или иную плодоовощную продукцию сможет переправлять в Россию вместо комбинированных мультимодальных перевозок (железная дорога – морские суда – железная дорога), по прямому пути.

Директор ИЦ Ближний Восток – Кавказ Станислав Тарасов - Sputnik Грузия
Тарасов: Баку – Тбилиси – Карс - противоречивый проект

Впрочем, руководство России, скорее всего, примет участие в открытии другого трансграничного железнодорожного маршрута, проходящего в направлении Ирана в рамках международного коридора "Север-Юг". Руководство Азербайджана на днях уже одобрило выделение Ирану кредита в полмиллиарда долларов на строительство на иранской территории железнодорожной ветки Астара-Решт, которая обеспечит выход российской и азербайджанской железных дорог к иранской сети.

Маршрут БТК проходит через Бакинский международный порт в Аляте, откуда грузы по новому маршруту будут транспортироваться в направлении: севера (Россия и скандинавские страны); юга (Иран и его порты в Персидском заливе и Пакистан); востока (порты Казахстана и Туркменистана в направлении Китая и Афганистана).

С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить один миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 миллионов тонн и двух миллионов пассажиров в год.

© Sputnik / Elnur SalayevПроект железной дороги БТК
Проект железной дороги БТК - Sputnik Грузия
Проект железной дороги БТК
Лента новостей
0