Самый глубоководный порт Грузии
Грузия – единственная страна на Черном море, у которой до сих пор нет глубоководного порта. Глубина причала Поти составляет 8,4 метра, а Батуми – 14 метров. По предварительным данным, глубина порта Анаклия составит 16 метров, благодаря чему он обойдет по глубине некоторые порты Болгарии (от 14 метров), России (глубина 14 метров), Турции и Румынии (глубина — 14,5 метров). Общая площадь порта Анаклия – 340 гектаров.
Авторы проекта
Оператором и инвестором глубоководного порта Анаклия стала американская компания SSA Marine, которая является оператором 250 терминалов портов по всему миру и специализируется на морских и железнодорожных операциях. В год компания обслуживает 27,2 миллиона контейнеров. По словам руководителя Консорциума развития Анаклия Левана Ахвледиани, данная компания входит в десятку лучших операторов всего мира.
Над генеральным планом глубоководного порта Анаклия, который по объему составил 600 страниц, работали год. Консорциум разработал его совместно с международной компанией Maritime & Transport Business Solutions (MTBS). План был одобрен грузинским правительством в октябре 2017 года.
Над геотектоническими и топографическими исследованиями работала ведущая нидерландская компания-подрядчик дноуглубительных проектов Van Oord. На данный момент все технические исследования завершены.
Подготовлен и предварительный дизайн порта, в разработку которого были включены ведущие международные компании Moffat & Nichol и Royal HaskoningDHV. В общей сложности было проведено более 50 исследований территории порта и прилегающей местности по изучению морской флоры, фауны и прибрежной части. В работу над отчетом было подключено порядка 20 местных и международных организаций. Общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США.
Фазы развития
Старт работы порта намечен на 2021 год. Представители Консорциума развития Анаклия не раз говорили: развитие порта и города-спутника будет осуществляться по фазам. Всего их будет девять.
Первая фаза подразумевает, что порт сможет принять в год 900 тысяч контейнеров. Это не значит, что в первый же год столько грузов поступит в порт, но это будет допустимым объемом – утверждают авторы проекта. Разрыв между первой и второй фазой будет в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы. Представители консорциума отмечают, что, возможно, в первую фазу будет включено строительство терминала сухих грузов из-за большого спроса. Его строительство изначально планировалось осуществить в последующих фазах. Этот терминал сможет принять от двух до пяти миллионов тонн сухих грузов.
По истечению первой и второй фаз, порт Анаклия сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. По расчётам авторов проекта, явью это станет ближе к 2030 году. По истечению всех девяти фаз, по данным Консорциума, порт сможет принять свыше 100 миллионов тонн грузов. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет.
Анаклия – город будущего
Там, где строятся современные порты, которые становятся цитаделью экономической зоны, очень важно развитие прилегающей территории, а именно — индустриальных и логистических центров.
"Как известно, самое главное требование в бизнесе, связанном с перевозками – это инфраструктура. И именно на инфраструктуре будет сделан особый акцент", — заявила исполнительный директор компании Anaklia City Кети Бочоришвили на презентации проекта.
По словам Бочоришвили, согласно инвестиционному договору, который был оформлен между Консорциумом развития Анаклия и правительством Грузии, в город будет проведен железнодорожный путь. Соответственно, индустриальная зона будет полностью интегрирована, как с портом, так и с региональной и национальной инфраструктурами путем железнодорожной магистрали.
"Мы так же планируем интегрирование аэропорта Кутаиси в данный проект, который находится в расстоянии всего лишь 90 километров. В масштабе всей страны, это абсолютно небольшое расстояние", — заявила исполнительный директор Anaklia City.
Бочоришвили тут же отметила, что при необходимости, в долгосрочной перспективе будет рассмотрена возможность строительства местного аэропорта Анаклия.
Учитывая всю уже вышеупомянутую инфраструктуру, близость с портом, железную дорогу, аэропорт, а также все существующие у Грузии соглашения о свободной торговле, Анаклия станет крупнейшим в регионе центром для привлечения бизнес-инвестиций, что потребует создания ряда дополнительных услуг – строительства жилых домов, гостиниц, объектов питания и развлекательных центров. По словам Бочоришвили, это будет включено во вторую фазу развития города-спутника.
Авторы проекта рассчитывают на то, что бизнесмены, приехавшие в Анаклия работать, захотели там остаться.
"Мы позаботимся о том, чтобы эти люди не сбежали отсюда через год или два", — подчеркнула Бочоришвили.
Квалифицированные кадры – главный вызов для авторов проекта
"Квалифицированные работники – вот главный вызов, который сейчас стоит перед нами. Мы хотим, чтобы, в первую очередь, все, что мы строим и делаем служило на благо грузинскому народу, и наше населения было бы максимально включено в этот проект", — заявила исполнительный директор Anaklia City.
Консорциум развития Анаклия планирует сделать акцент на профессиональных училищах и курсах переподготовки кадров, что поможет в борьбе с безработицей в Грузии и поспособствует тому, чтобы как можно больше граждан страны смогли стать частью, без преувеличений, "проекта" века в Грузии.
"Конечно, мы собираемся привлечь и профессиональные кадры международного уровня из-за рубежа, что поможет перенять бесценный опыт в различных сферах деятельности", — отметила Бочоришвили.
"Все игроки останутся в выигрыше"
Уже ряд стран выразили заинтересованность данным проектом. Среди них страны Центральной Азии, такие как Казахстан и Узбекистан. Конечно, особое внимание выразил Китай, который рассматривает Грузию, как важного участника проекта "Один пояс – Один путь".
Использование услуг Грузии, как транзитной страны, будет большой экономией времени и, соответственно, денег. Отдельная тема, — соглашения о свободной торговле, которые существуют у Грузии с Европой, Китаем и странами СНГ. Стоить отметить, что страна очень привлекательна для иностранных инвесторов и своими лидирующими позициями в престижных международных рейтингах.
Так, например, совсем недавно Грузия расположилась на 9 месте в рейтинге простоты ведения бизнеса (Doing Business). Лояльная экономическая политика позволяет разместить производство здесь на выгодных условиях, что позволит поставлять продукцию "Сделано в Грузии" в любую точку мира, которая входит в зону свободной торговли с Грузией.