Сегодня трудно переоценить то, какой вклад внесла в историю и развитие Грузии эта культовая личность, каковы заслуги перед родиной этого гения XIX века.
Просвещенность
Представитель княжеского рода Чавчавадзе, он получил юридическое образование в Санкт-Петербурге. В 1864 году, когда проходила освободительная крестьянская реформа в пределах Кавказского наместничества, Чавчавадзе был командирован в Кутаисскую губернию в качестве чиновника особых поручений, чтобы разобраться во взаимоотношениях помещиков и крестьян. В том же году он стал мировым посредником Душетского уезда Тифлисской губернии, а спустя десять лет и мировым судьей в том же уезде. Чавчавадзе также состоял председателем общества распространения грамотности среди грузинского населения.
Литература
Илья Чавчавадзе был светочем грузинской литературы. Еще в 1857 году Чавчавадзе разместил в грузинском журнале "Цискари" ("Заря") несколько небольших стихотворений. Вскоре его сочинения стали появляться в газете "Дроэба" ("Время"), в "Кребули" ("Сборник"), в основанных им "Сакартвелос Моамбе" ("Грузинский Вестник"), "Иверии" и "Моамбе". Примечательно, что Илья Чавчавадзе руководил журналом "Иверия", где в 1895—1896 годах опубликовал семь стихотворений поэта Сосо — под этим псевдонимом, будучи учеником Духовной семинарии, писал Сталин.
Его перу принадлежат невероятные по глубине и широте духа поэмы: "Эпизод из жизни разбойников", "Призрак", "Дмитрий Самопожертвователь", "Отшельник" и "Мать и сын", повести — "Кациа-Адамиани", "Рассказ нищего", "Сцены из первых времен освобождения крестьян", "Письма проезжего", "Вдова из дома Отара", "Странная история", "Рождественский рассказ", "У виселицы" ("Иверия") и многие другие. Он написал много статей политического, публицистического, критического и педагогического содержания.
Переводческая деятельность
Илья Чавчавадзе был незаменим и в переводческой деятельности. Он переводил на грузинский язык Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гейне, Шиллера и Гете. Совместно с князем Иваном Мачабели осуществил перевод "Короля Лира" Шекспира.
Отец отечества
Не секрет, что в современной Грузии Илью Чавчавадзе часто называют "отцом отечества". В 1987 году Чавчавадзе канонизирован Грузинской православной церковью под именем Илия Праведный.
Борец
Личность Ильи Чавчавадзе в грузинской истории — это отражение натуры борца. В период Чавчавадзе в Грузии велась ожесточенная борьба между социал-демократами во главе с большевиком Филиппом Махарадзе и демократами-националистами под руководством "великого Ильи" — князя Чавчавадзе. Большевиков не устраивала открытая критика князем Чавчавадзе их программы, так как этим он серьезно подрывал их политические позиции.
Харизма
Илья – был обладателем огромной харизмы. Главной причиной для политического убийства князя стала невероятная популярность Чавчавадзе: он привлекал людей, особенно крестьян, к делу национальных демократов. Когда клеветническая кампания против Чавчавадзе на страницах местной большевистской газеты "Могзаури" ("Путешественник") не дала результата, ему был вынесен смертный приговор.
Тридцатого августа 1907 года Илья со своей супругой Ольгой путешествовали из Тбилиси в Сагурамо в открытой коляске. Возле села Цицамури их поджидала вооруженная банда Гиглы Бербичашвили, которая остановила коляску. Илья встал на ноги и обратился к банде: "Я Илья, не стреляйте". Ответ Гиглы был следующим: "Именно потому, что ты Илья, мы и должны стрелять".
По многочисленным исследованиям грузинских криминалистов, историков и врачей отмечалось, что в Илью стреляли не спереди, как было указано в акте вскрытия, а сзади. Это указывает на то, что выстрел не мог произойти со стороны банды Бербичашвили, которая стояла спереди. Он произошел из второй засады, о которой не знали даже сами бандиты. Несмотря на то, что убийство Ильи Чавчавадзе у села Цицамури до сих пор не раскрыто, наиболее широкое распространение в исторической науке получила версия о том, что за убийством стояли большевики.