В столице Грузии через реку Кура перекинуто более десятка мостов. Пять самых старых — Метехский, Галактиона, Бараташвили, Саарбрюккенский, Сухой и 300 арагвинцев. Остальные построены относительно недавно: Мост Царицы Тамар, Вахушти Багратиони, Поничальский мост, Дигомский, Исанский, Глданский, Мцхетский и конечно, Мост мира — символ перемен и новой архитектуры.
© Sputnik / Alexander ImedashviliСреди мостов в Тбилиси есть и те, по которым ходили наши деды и прадеды, есть и относительно новые, и даже один суперсовременный, правда, только пешеходный.
Среди мостов в Тбилиси есть и те, по которым ходили наши деды и прадеды, есть и относительно новые, и даже один суперсовременный, правда, только пешеходный.
© Sputnik / Alexander ImedashviliМост – место сакральное. Идешь по нему, идешь и вдруг почему-то начинаешь замедлять шаг. Останавливаешься, всматриваешься в воду и думаешь о важных и вечных вещах. Кто знает, что движет в эти минуты человеком…
Мост – место сакральное. Идешь по нему, идешь и вдруг почему-то начинаешь замедлять шаг. Останавливаешься, всматриваешься в воду и думаешь о важных и вечных вещах. Кто знает, что движет в эти минуты человеком…
© Sputnik / Levan AvlabreliМост Галактиона был построен в 1952 году – на месте бывшего Верийского, который связывал тогдашний Головинский проспект, ныне - проспект Руставели, район Вера и железнодорожную станцию. Он назван в честь величайшего грузинского поэта Галактиона Табидзе, настолько известного в стране, что чаще упоминается только имя.
3/19
© Sputnik / Levan Avlabreli
Мост Галактиона был построен в 1952 году – на месте бывшего Верийского, который связывал тогдашний Головинский проспект, ныне - проспект Руставели, район Вера и железнодорожную станцию. Он назван в честь величайшего грузинского поэта Галактиона Табидзе, настолько известного в стране, что чаще упоминается только имя.
© National Library of GeorgiaПредшественник сегодняшнего моста Галактиона был построен в 1885 году по проекту архитектора Уманского. Вокруг строительства моста развернулись в те времена нешуточные баталии - нужен он или нет. В итоге был построен благодаря усилиям генерала Карганова и предпринимателя Ротинова, чьи земли были поблизости от будущего моста. Шло время. Город менялся. Мост, ширина которого не превышала десять метров, с новыми нагрузками уже не справлялся и уступил место новому.
4/19
© National Library of Georgia
Предшественник сегодняшнего моста Галактиона был построен в 1885 году по проекту архитектора Уманского. Вокруг строительства моста развернулись в те времена нешуточные баталии - нужен он или нет. В итоге был построен благодаря усилиям генерала Карганова и предпринимателя Ротинова, чьи земли были поблизости от будущего моста. Шло время. Город менялся. Мост, ширина которого не превышала десять метров, с новыми нагрузками уже не справлялся и уступил место новому.
© Sputnik / Levan AvlabreliМост имени грузинского поэта Николоза Бараташвили, длиной 26 метров, построенный инженером Георгием Карцивадзе по проекту грузинского архитектора Шота Кавлашвили, открылся в 1965 году.
5/19
© Sputnik / Levan Avlabreli
Мост имени грузинского поэта Николоза Бараташвили, длиной 26 метров, построенный инженером Георгием Карцивадзе по проекту грузинского архитектора Шота Кавлашвили, открылся в 1965 году.
© National Library of GeorgiaРаньше на месте моста Бараташвили был железный Мухранский мост, построенный в 1911 году по проекту архитехтора Патона. А под мостом в те годы была паромная переправа.
Раньше на месте моста Бараташвили был железный Мухранский мост, построенный в 1911 году по проекту архитехтора Патона. А под мостом в те годы была паромная переправа.
© Sputnik / Levan AvlabreliЭто еще один из мостов Тбилиси в исторической части города - Метехский, у подножия скалы, на которой возвышается храм Метехи и статуя Вахтанга Горгасали, основателя города. В 2014-м мост переименовали в мост 100 тысяч святых мучеников. Но в народе, по старой памяти, его зовут, как привыкли. Метехский мост неоднократно перестраивался. До 1870-го он был деревянным. А свое последнее обновление мост пережил в 1951 году.
7/19
© Sputnik / Levan Avlabreli
Это еще один из мостов Тбилиси в исторической части города - Метехский, у подножия скалы, на которой возвышается храм Метехи и статуя Вахтанга Горгасали, основателя города. В 2014-м мост переименовали в мост 100 тысяч святых мучеников. Но в народе, по старой памяти, его зовут, как привыкли. Метехский мост неоднократно перестраивался. До 1870-го он был деревянным. А свое последнее обновление мост пережил в 1951 году.
© National Library of GeorgiaМосты на этом месте строились с глубокой древности. Сказать доподлинно, когда был построен первый метехский мост, сложно. Исходя из конкретного исторического эпизода, мост точно тут существовал уже в XIII веке. В древние времена по мосту на этом месте предписывалось переходить сугубо пешком или верхом. В какой-то период горожане окрестили его совсем некрасиво - ишачьим мостиком.
8/19
© National Library of Georgia
Мосты на этом месте строились с глубокой древности. Сказать доподлинно, когда был построен первый метехский мост, сложно. Исходя из конкретного исторического эпизода, мост точно тут существовал уже в XIII веке. В древние времена по мосту на этом месте предписывалось переходить сугубо пешком или верхом. В какой-то период горожане окрестили его совсем некрасиво - ишачьим мостиком.
© National Library of GeorgiaСултан Хорезмский Джалал-Эд-Дин вторгся в Грузию в 1227 году. Захватчики решили начать свое победное шествие с осквернения главной христианской святыни в городе. Султан приказал снять купол Сионского храма и поставить вместо него собственный трон и вынести из храма иконы Богородицы и Спасителя. Приказ исполнили. Иконы уложили посреди моста через реку и приказали жителям города пройтись по ним. Тех, кто откажется попирать святыни, ждала смерть. Сто тысяч грузин, отказавшихся топтать иконы, были обезглавлены и сброшены в Куру. Именно в память об этом событии мост назван сегодня.
9/19
© National Library of Georgia
Султан Хорезмский Джалал-Эд-Дин вторгся в Грузию в 1227 году. Захватчики решили начать свое победное шествие с осквернения главной христианской святыни в городе. Султан приказал снять купол Сионского храма и поставить вместо него собственный трон и вынести из храма иконы Богородицы и Спасителя. Приказ исполнили. Иконы уложили посреди моста через реку и приказали жителям города пройтись по ним. Тех, кто откажется попирать святыни, ждала смерть. Сто тысяч грузин, отказавшихся топтать иконы, были обезглавлены и сброшены в Куру. Именно в память об этом событии мост назван сегодня.
© Sputnik / Alexander ImedashviliМетехский мост, или мост 100 тысяч мученников, в день города Тбилисоба становится пешеходным. Его заполняют туристы, не подозревающие, какие кровавые события разворачивались на этом месте много веков назад.
Метехский мост, или мост 100 тысяч мученников, в день города Тбилисоба становится пешеходным. Его заполняют туристы, не подозревающие, какие кровавые события разворачивались на этом месте много веков назад.
© Sputnik / Levan AvlabreliИ этот мост в Тбилиси никто не называет этот мост по-официальному. Мост Саарбрюкена для коренных горожан - это "воронцовский мост", и даже в годы советской власти, когда он назывался в честь Карла Маркса, от этого отучить не удалось. Так Тбилиси хранит память о царском наместнике, графе Воронцове, который очень много сделал для тогдашнего Тифлиса. А еще территорию вокруг называют"Сухой мост", и у этого названия тоже есть своя история.
11/19
© Sputnik / Levan Avlabreli
И этот мост в Тбилиси никто не называет этот мост по-официальному. Мост Саарбрюкена для коренных горожан - это "воронцовский мост", и даже в годы советской власти, когда он назывался в честь Карла Маркса, от этого отучить не удалось. Так Тбилиси хранит память о царском наместнике, графе Воронцове, который очень много сделал для тогдашнего Тифлиса. А еще территорию вокруг называют"Сухой мост", и у этого названия тоже есть своя история.
© National Library of GeorgiaСтарый Воронцовский (Михайловский) мост был построен в 1854 году. Первоначальный проект принадлежал Джованни Скудиери, но архитектор погиб, и работу над проектом продолжил инженер Бликс.
12/19
© National Library of Georgia
Старый Воронцовский (Михайловский) мост был построен в 1854 году. Первоначальный проект принадлежал Джованни Скудиери, но архитектор погиб, и работу над проектом продолжил инженер Бликс.
© National Library of GeorgiaВ те времена Мтквари имела несколько рукавов, они то соединялись в одно русло, то расходились, образуя остров. Мост, который строился, состоял из двух частей - большого моста через реку, который соединял левый берег Куры с Мадатовским островом, и короткого, перекинутого через узкий рукав реки между островом и правым берегом. Прошло время, река в этом месте обмельчала, и рукав решили высушить.. А вот мост остался и с легкой руки тифлисцев стал называться Сухим.
13/19
© National Library of Georgia
В те времена Мтквари имела несколько рукавов, они то соединялись в одно русло, то расходились, образуя остров. Мост, который строился, состоял из двух частей - большого моста через реку, который соединял левый берег Куры с Мадатовским островом, и короткого, перекинутого через узкий рукав реки между островом и правым берегом. Прошло время, река в этом месте обмельчала, и рукав решили высушить.. А вот мост остался и с легкой руки тифлисцев стал называться Сухим.
© Sputnik / Alexander ImedashviliСегодня это одно из самых известных туристических мест – на Сухом мосту расположен блошиный рынок.
Сегодня это одно из самых известных туристических мест – на Сухом мосту расположен блошиный рынок.
© photo: Sputnik / StringerМост 300 арагвинцев. Занятная история у этого моста. Изначально деревянный, однопролетный мост возник во времена перемен и активного застраивания Тифлиса в 1852 году. По одной из версий, построил его предприниматель по фамилии Мнацаканов. Говорят, мост обошелся армянскому предпринимателю в 25 тысяч рублей. И потом, не раз, упрекая домашних за траты, он говорил: "Вы потратили четверть денег, выделенных на строительство моста". В 1952-м Мнацакановский мост снесли и построили на его месте новый. Тогда же в этом районе построили Ортачальскую ГЭС.
15/19
© photo: Sputnik / Stringer
Мост 300 арагвинцев. Занятная история у этого моста. Изначально деревянный, однопролетный мост возник во времена перемен и активного застраивания Тифлиса в 1852 году. По одной из версий, построил его предприниматель по фамилии Мнацаканов. Говорят, мост обошелся армянскому предпринимателю в 25 тысяч рублей. И потом, не раз, упрекая домашних за траты, он говорил: "Вы потратили четверть денег, выделенных на строительство моста". В 1952-м Мнацакановский мост снесли и построили на его месте новый. Тогда же в этом районе построили Ортачальскую ГЭС.
© National Library of GeorgiaХотя, есть и другая версия "Мнацакановского моста", согласно которой предприниматель имел отдаленное отношение к его появлению. Следуя альтернативной версии, мост перекинули по уже проторенному путепроводу. Первая переправа на этом отрезке Куры упоминается уже в XV веке. Мост тогда назывался "кахетинским" и использовался для перегона скота. Он просуществовал до разрушительного нашествия Шах-Аббаса в XVII веке. А потом на этом месте, уже в XIX веке, построили новый мост. Нашлись смельчаки, которые приобрели права на пользование этой переправой и установили за нее плату. Сумма превышала всякие разумные пределы. Облегчить жизнь горожанам решил предприниматель Мнацаканов. Якобы он выкупил мост и передал его городу. Так или иначе, какое то время старый мост называли его именем.
16/19
© National Library of Georgia
Хотя, есть и другая версия "Мнацакановского моста", согласно которой предприниматель имел отдаленное отношение к его появлению. Следуя альтернативной версии, мост перекинули по уже проторенному путепроводу. Первая переправа на этом отрезке Куры упоминается уже в XV веке. Мост тогда назывался "кахетинским" и использовался для перегона скота. Он просуществовал до разрушительного нашествия Шах-Аббаса в XVII веке. А потом на этом месте, уже в XIX веке, построили новый мост. Нашлись смельчаки, которые приобрели права на пользование этой переправой и установили за нее плату. Сумма превышала всякие разумные пределы. Облегчить жизнь горожанам решил предприниматель Мнацаканов. Якобы он выкупил мост и передал его городу. Так или иначе, какое то время старый мост называли его именем.
© Sputnik / Levan AvlabreliСтеклянный сверкающий пешеходный Мост мира – самый новый в Тбилиси. Он открылся в 2010-м и сразу же вызвал бурные обсуждения. Реакция на творение итальянского архитектора Микеле Де Луччи превзошла все ожидания. С чем только не сравнивали эту дугообразную конструкцию из металла и стекла. Называли его и прокладкой, и новым символом города.
17/19
© Sputnik / Levan Avlabreli
Стеклянный сверкающий пешеходный Мост мира – самый новый в Тбилиси. Он открылся в 2010-м и сразу же вызвал бурные обсуждения. Реакция на творение итальянского архитектора Микеле Де Луччи превзошла все ожидания. С чем только не сравнивали эту дугообразную конструкцию из металла и стекла. Называли его и прокладкой, и новым символом города.
© Sputnik / Alexander ImedashviliВ конструкцию моста встроена любопытная система иллюминации: в вечернее и ночное время каждый час 30 тысяч лампочек азбукой Морзе иногда транслируют сообщение, видимое на обоих парапетах. Оно составлено из названий элементов таблицы Менделеева, из которых состоит человеческое тело. По замыслу самого архитектора, "это сообщение — гимн жизни и мира между людьми и народами".
В конструкцию моста встроена любопытная система иллюминации: в вечернее и ночное время каждый час 30 тысяч лампочек азбукой Морзе иногда транслируют сообщение, видимое на обоих парапетах. Оно составлено из названий элементов таблицы Менделеева, из которых состоит человеческое тело. По замыслу самого архитектора, "это сообщение — гимн жизни и мира между людьми и народами".
© Sputnik / Alexander ImedashviliСегодня этот мост - излюбленное место встреч для влюбленных. Для приезжих -городская диковинка, резко выделяющаяся на фоне старых застроек. А пройдет время и "Мост Мира" так же, как остальные, станет частью истории…
Сегодня этот мост - излюбленное место встреч для влюбленных. Для приезжих -городская диковинка, резко выделяющаяся на фоне старых застроек. А пройдет время и "Мост Мира" так же, как остальные, станет частью истории…