Лари падает – бензин дорожает

© Sputnik / Alexander ImedashviliОдна из бензозаправочных станций в столице Грузии
Одна из бензозаправочных станций в столице Грузии - Sputnik Грузия
Подписаться
Рост мировых цен на нефтепродукты и обесценивание национальной валюты привели к подорожанию топлива в Грузии

ТБИЛИСИ, 17 ноя — Sputnik. Падение грузинской национальной валюты вызвало рост цен на автомобильное топливо — за последние полтора месяца цены на бензин и дизельное топливо в стране в среднем выросли на 10-15 тетри (более 3,7-5,5 цента) за литр.

Национальный банк Грузии на 17 ноября установил официальный обменный курс лари по отношению к доллару 2,7039 GEL/$1. Следовательно, с 1 октября грузинская национальная валюта обесценилась на 9,2%.

О причинах роста цен на горючее, ожидается ли их повышение в дальнейшем и почему снизился импорт нефтепродуктов в страну Sputnik Грузия рассказал председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии (СИНГ) Вано Мтвралашвили.

Почему бензин дорожает

Цена на топливо в розничной сети зависит от двух главных факторов – это международная цена нефтепродуктов по Platt's и обменный курс лари к доллару, сказал Мтвралашвили.

"В течении последних месяцев цены на нефть растут и достигли максимального показателя за последние два года. В частности, с 1 октября международные цены на бензин выросли на 50-60 долларов за тонну, а на дизельное топливо – на 30-40 долларов за тонну", — сказал Мтвралашвили.

Вано Мтвралашвили - Sputnik Грузия
Мтвралашвили: почему выросли цены на бензин в Грузии

По его словам, рост цен на нефть в основном обусловлено тем, что страны-члены ОПЕК договорились продлить действие соглашения по сокращению объемов добычи нефти на девять месяцев до марта 2018 года.

"Что касается второго фактора, за этот период курс национальной валюты существенно обесценился по отношению к доллару – если в начале октября курс лари составлял 2,47 за один доллар, то на сегодняшний день достиг 2,7 лари за один доллар", — сказал он.

Хромающий лари
Хромающий лари - Sputnik Грузия
Хромающий лари
По словам Мтралашвили, эти два фактора были основными причинами того, что в Грузии подорожали цены на топливо.

"В частности, после 1 октября цены на бензин типа "регуляр" и дизельное топливо в среднем выросли на 10-15 тетри", — сказал он.

Горючее подорожает

Председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии не исключает, что очередное повышение цен на горючее ожидает владельцев автомобильного транспорта в ближайшем будущем.

"В принципе на данный момент очень сложная ситуация — международные цены на нефть очень высоки, а лари продолжает падать. Практически каждый день мы ждем что ситуация на рынке валюты стабилизируется которая обязательно компенсирует высокие цены на нефть на международных рынках", — отметил эксперт.

Монета достоинством в 1 лари на банковских купюрах различного номинала - Sputnik Грузия
Ниже есть куда: лари близок к антирекорду

По словам Мтвралашвили, вся надежда на то, что лари укрепится к доллару, что поможет как-то сбалансировать ситуацию, в противном случае ряд компаний-оператор снова повысят цены на топливо.

"Это не произойдет на днях, но, если ситуация на валютном рынке не стабилизируется цены повысятся", — сказал Мтвралашвили.

На сегодняшний день в сетях брендированных бензозаправочных станций средняя цена составляет: бензин супер — 2,33-2,45 лари за литр, премиум — 2,23-2,32 лари за литр, регуляр — 2,13-2,23 лари за литр, евро дизель — 2,15-2,25 лари за литр, дизель — 2,10-2,15 лари за литр. Текущий курс: 1 доллар — 2,7 лари.

Почему снизился импорт

Импорт нефтепродуктов в Грузию с начала 2017 года снизился — за десять месяцев в страну завезли порядка 884 тысяч тонн, что на 7,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За отчетный период сократился импорт как бензина, так и дизельного топлива.

"Мы не можем сказать, что импорт сократился, я хочу сказать, что, если мы будем сравнивать с прошлым годом, у нас конечно есть какой-то спад, но, если сравним с ситуацией, которая была два или три года назад, импорт и потребление у нас выросли", — сказал Мтвралашвили.

Вид на причалы и грузовые суда в Потийском порту - Sputnik Грузия
Спрос на грузинскую продукцию в мире растет

По его словам, снижение импорта нефтепродуктов за последние месяцы в первую очередь связано с тем, что прошел летний период, на который приходится пик потребления топлива.

"Можно назвать еще один фактор — у нас в Грузии в последний период значительно вырос импорт гибридного типа транспорта и электромобилей. Я не могу сказать, что из-за этого потребление значительно снизится, но это конечно же действует", — подчеркнул эксперт.

Мтвралашвили отметил, что гибридные автомобили и электромобили становится в Грузии все более популярными и в ближайшие годы это скажется как на импорте, так и на потреблении горючего, которые естественно будут снижаться.

Основными поставщиками нефтепродуктов в Грузию являются Румыния, Россия, Азербайджан, Турция, Болгария и Греция.

Любовь к гибридам

Популярность гибридных автомобилей в Грузии растет – по статистике, каждый шестой автомобиль, который завезли в страну с января по сентябрь 2017 года, является гибридным. Хотя в прошлом году эти автомобили большой любовью не пользовались.

За указанный период таких машин в Грузию импортировали на сумму порядка 57,9 миллиона долларов, в то время как в 2016 году объем импорта гибридов был настолько мал, что вместе с другими категориями машин, в том числе вместе с электромобилями, составил всего 233 тысячи долларов.

Машины на улицах столицы Грузии - Sputnik Грузия
Бум гибридных автомобилей в Грузии: планы властей дают плоды

Внезапную любовь можно объяснить и понижением акциза на гибриды с начала года на 60%.

Власти Грузии, заботясь об экологическом состоянии окружающей среды, с января 2017 года увеличили акциз на импорт автомобилей, который зависит от объема двигателя и года выпуска автомобиля, в среднем от 0,2 лари (порядка 0,08 доллара) до 1,5 лари (порядка 0,6 доллара) за кубический сантиметр двигателя.

В случае гибридных машин любого года выпуска акциз сократился на 60%. Электромобили в Грузии акцизом не облагаются, хотя пока большим спросом не пользуются.

По данным МВД Грузии, автопарк страны, по последним данным, составляет 1,2 миллиона автомобилей, при населении более 3,7 миллиона человек. Из общего числа машин в Грузии 46% старше 20 лет.

Лента новостей
0