ТБИЛИСИ, 18 ноя — Sputnik. Соглашение по проекту "Лазуритовый коридор", подписанное представителями Афганистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции в Ашхабаде на текущей неделе, — главный итог VII двухдневной региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA – Regional Economic Cooperation Conference on Afghanistan).
Базовая идея RECCA – способствовать экономическому и социальному развитию Афганистана, что поможет повысить безопасность в регионе и эффективно противостоять наркоторговле. Причем логика взаимодействия понятна: Центральная Азия богата энергоресурсами, в Южной Азии быстро растет население и развивается промышленность. Афганистан находится как раз между энергетически богатыми и быстро растущими регионами, и может стать транзитным узлом.
Проект "Лазуритовый коридор" — лишь один из многих энергетических, транспортных и торговых проектов, которые подробно обсуждались на конференции. Но на встрече в Ашхабаде он был центральным. После трех технических встреч, проходивших ранее (последняя из них – в Баку в начале ноября), в Ашхабаде прошла официальная церемония подписания соглашения.
Идея "Лазуритового коридора" (Lapis Lasuli Transit, Trade & Transport Route Agreement) возникла еще в 2012 году. Речь идет о создании интегрированной транзитной и транспортной системы в пяти странах–участницах, включающей автомобильные и железные дороги, а также мультимодальные морские и сухопутные порты.
Коридор включает в себя участки афганского транспортного коридора CAREC #2, проходящие от города Агина в северной провинции Фарьяб и города Торгунди в западной провинции Герат до туркменской столицы Ашхабад и далее – в порт Туркменбаши на Каспийском море. Оттуда грузы пойдут в Баку, и далее в Тбилиси, а также грузинские порты Поти и Батуми. В финальной части коридор пройдет до турецкого Карса и Стамбула, обеспечив выход в Европу.
Результативность этого проекта эксперты оценивают достаточно высоко. Во-первых, значительная часть инфраструктуры на пути "Лазуритового коридора" уже готова. Требуемые для реализации проекта инвестиции (на данный момент они оцениваются в 2 миллиарда долларов) пойдут преимущественно на усовершенствование инфраструктуры и оптимизацию таможенных процедур.
Норму рентабельности проекта и его чистую текущую стоимость еще предстоит определить, но суммарную доходность эксперты оценивают как позитивную.
Для успешной реализации проекта на данном этапе необходимо провести комплекс принципиально важных мероприятий, пояснил Sputnik представитель Южноазиатской ассоциации по региональному сотрудничеству (SAARC). Во-первых, надо определить объемы финансирования для проведения технико-экономических обоснований и обслуживания инфраструктуры коридора. Во-вторых, необходимо развить инфраструктуру крупнейших автомобильных и железнодорожных магистралей. В третьих, усовершенствовать работу сухопутных портов в каждой из пяти стран проекта. Наконец, создать трансграничные таможенные экономические зоны (как вариант – свободные от налогообложения).
Почему коридор получил такое поэтичное название? На этот вопрос представители афганской делегации на конференции RECCA VII отвечали охотно и с улыбкой: "Много веков подряд мы везли афганскую ляпис-лазурь и другие полудрагоценные камни на Кавказ, в Россию, в Европу и Северную Африку. И тогда на Великом шелковом пути был участок, который назывался "лазуритовым". Сейчас самое время вспомнить историю".