"Любовь может вообще все. А светить – совершенно обычно для нее", — так заканчивается сказка грузинского писателя Гурама Петриашвили "Девочка и золотая рыбка". Сказки писателя – это искренние и полные любви красивые истории. Это то, что в нынешнее прагматичное время больше всего нужно нашим малышам.
Sputnik Грузия связался с Гурамом Петриашвили, который рассказал о современной детской литература и о том, какое лекарство самое главное в жизни каждого ребенка.
- Говорят, сегодняшние дети очень развитые, и для них нужно писать что-то особенное.
— На мой взгляд, это неправильный подход к литературе и жизни. Будь это так, уже не стали бы читать ни "Илиаду", ни "Одиссею", ни вообще древние произведения. Сказка такова, как жизнь, но, спросить меня, я действительно не смогу сказать, какой она должна быть. Сказка – это мечта, а мечта нужна в любом возрасте… Если бы не было мечты, мы бы и жить не смогли.
- Каким вы были ребенком? Любили сказки?
— К сожалению, во времена моего детства мы о Линдгрен и многих других писателях ничего не знали. С тех пор, когда я был ребенком, прошло очень много лет. Для меня самой хорошей сказкой, какая только была написана в мире, является "Мышеловка" Важа Пшавела. Даже во сне мне мерещился главный герой этой сказки Пицхела. Как может грызун быть забавным и милым?! Но доброе сердце автора увидело хорошего и благородного мышонка Пицхелу, ради которого другие мыши готовы на все. Я бы очень хотел написать что-то подобное, такое же доброе и мудрое.
- Вы – грузинский сказочник. Что бы вы посоветовали детям?
— Не знаю… Советуй – не советуй, жизнь все равно сама всем распоряжается, многих исковеркает, многих закалит и облагородит. А из кого-то сделает зажравшегося барчука…
- Что можно сделать, чтобы дети не вырастали в таких?
— Пусть примут от меня один совет: лекарство от всего в этой жизни – любовь, и они должны любить маму, папу, друзей, родину, не сердить бабушку, тетю… Мои родители были главными добрыми людьми в моей жизни…
- Ваш внук читает ваши сказки?
— Однажды я застал свою дочь за тем, что она читала ему мою сказку. Но я сам его не заставляю во что бы то ни стало читать мои сказки.
- В ваших сказках много любви, и жизнь – сказка об одной большой любви, не так ли?
— Исток всего – любовь, и в жизни, и в сказке… У каждого ребенка есть шанс стать человеком, поэтому он должен любить родных, затем эту любовь распространить на других – близких, соседей, а потом – должен любить людей вообще. Если верить Льву Николаевичу Толстому, то самое важное для человека — быть искренним. Он прав – если ты искренний, значит, скажешь то, что ты есть… Поэтому я никогда ничего не выдумываю, люблю то же, что любил. Ту, которую любил на первом курсе, люблю и сегодня. Потому что это была совершенно другая любовь… Даже сейчас знаю, где она сейчас.
- Она знает, что вы ее любите?
— Нет, не знает, и я не стану ее называть – незачем… У нее уже внуки, но я ее по-прежнему люблю. Вот, эта история – разве не сказка?!
- В Грузии многие обрадуются, если вы получите премию Астрид Линдгрен.
— Мы, грузины, любим, когда кто-то из наших добивается успеха. Есть среди нас и завистливые, но уверен, что, в основном, моей победе обрадуются. Я хочу победить уже только потому, чтобы их обрадовать. Знаю, что премия – очень большой, жирный кусок. Если ее выиграю, то… Скажу вам, на что использую: сегодня, проходя по улицам, в протянутую руку я могу положить 20 тетри. А потом – смогу дать в десять раз больше. Разве этого мало?…