Век балерин недолог. Приходится покидать сцену на пике карьеры. Обидно. Творческие силы на взлете, но, увы, не остается сил физических. Талант в танце служит телу, а тело подчинено неумолимым законам природы. Оно не в состоянии бесконечно выдерживать нечеловеческие нагрузки. И ничего тут не попишешь.
Отслужив свое, знаменитые танцовщицы часто становятся не менее знаменитыми педагогами, воспитывают целые плеяды новых исполнителей. Обучают технике, которую когда-то освоили. Передают опыт. Делятся секретами. Это уже школа.
Но вдруг выясняется, что ты владеешь тайной, которой не научить, которую не повторить. Ты сам творец. В тебе не только талант служит телу, но и тело — таланту. Оно — глина, из которой лишь ты, гениальный скульптор, способен вылепить неповторимый образ. Сам. Из себя.
В анкетных данных Майи Плисецкой бросается в глаза пункт — "Годы активности: 1945-2015". 72 года творческой деятельности, и почти все в амплуа танцующей балерины! Это просто невероятно. Уже в возрасте от 50 до 70 лет ведущими балетмейстерами мира специально для нее были поставлены 8 балетов! Морис Бежар, Ролан Пети, Хосе Гранеро… Причем, они сами просили ее танцевать заглавные партии. Потому что лишь Плисецкая могла полноценно воплотить и развить их замыслы.
В 70 лет она танцевала в балете "Курозука", в 75 — в "Аве, Майя!", в 78 — в "Послеполуденном отдыхе фавна"…
Майя Михайловна ушла из жизни на 90-м году. Казалось бы, достойный возраст. Все так. Но она была в превосходной физической форме. Внезапный сердечный приступ мог стать аккумулированным результатом болезненных жизненных передряг. Их ведь было немало. Как и у большинства рожденных под знаком Скорпиона. Людей неугомонных, страстных, не умеющих сдерживать свои порывы, заигрывать перед ничтожествами. Галина Вишневская, Людмила Гурченко, Лиля Брик…
С Лилей Брик, несмотря на огромную разницу в возрасте, они дружили. Обе никогда не унывали. Умели выстоять. Брик для многих была музой. Для Маяковского, в частности. Плисецкую тоже считали музой. Пьер Карден, например. Но она сама по натуре творец. Гениальный художник зрительных пластических образов.
Впрочем, как заметил Михаил Жванецкий, "ее было не только видно, но и слышно". Причем, было слышно в годы, когда молчание служило способом выживания. И затем, когда на фоне всеобщей готовности по разнарядке заклеймить кого-то позором, оно стало приравниваться едва ли не к гражданскому мужеству.
Спасало балерину то, что (если поменять местами те же слова Жванецкого) ее было не только слышно, но и видно. Она ослепляла. И с этим ничего нельзя было поделать. Оставалось лишь мелочно сводить счеты. Пакости, гнусности и попытки унизить — для Отечества, где нет своего пророка, это в порядке вещей.
Лиля Брик, тоже крепкая женщина, в 85 покинула бренный мир добровольно. Плисецкая, думаю, могла бы еще жить и радовать своих преданных поклонников, если не танцем, то неповторимым остроумием и жизнелюбием.
А вскоре в гостях у Лили Брик она познакомилась с Родионом Щедриным. И все вдруг повернулось в другое русло. Это была любовь на всю жизнь — 57 лет вместе! Плодотворнейший творческий союз — балеты "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой". И несравненная "Кармен-сюита", ставшая одной из жемчужин современного сценического искусства. Трудно назвать другое произведение подобного жанра, где бы так органично воплотились в единое целое творческие замыслы аранжировщика музыки, балетмейстера и исполнительницы главной партии — Щедрина, Альберто Алонсо и Плисецкой.
Человек гордый и самодостаточный, Майя Михайловна так и не научилась опускаться до сведения счетов со своими обидчиками. В своих воспоминаниях она даже пыталась некоторым их них найти оправдание. Ироническое отношение к Хрущеву уместила в один характерный штрих: когда тот подошел на новогоднем приеме в Кремле, от него попахивало водкой. А неуместный комплимент прозвучал по-мужицки неуклюже: "На сцене вы большая, видная. А тут — тощий цыпленок".
В связи с этим я вспомнил один небольшой эпизод. Майя Михайловна довольно часто приезжала в Тбилиси. И однажды мне довелось лететь в Москву одним с ней рейсом. Весь полет Плисецкая держалась настолько скромно, что никто ее не замечал. Я тоже узнал не сразу, хотя знаменитая балерина и сидела недалеко от меня. Сомнения отпали, лишь когда она зачем-то поднялась с кресла. Неповторимая грация, пластика движений. И чуть смущенная улыбка — обычная легкая озабоченность женщины, которой предстоит возиться с багажом…
Нет, в ее внешности абсолютно отсутствовали черты, хоть чем-то походящие на цыпленка. По правде сказать, и на гордого лебедя, которого я наблюдал на сцене и на телеэкране, она тоже не была похожа. Скорее, напоминала трогательного стройного лебеденка…
Вроде бы, все верно. Но мне вдруг стало обидно. Потому что мир ничего не терял. Став еще при жизни легендой, Майя Плисецкая так живой легендой и осталась.
Навсегда.
Удачного всем дня!