Классический джаз по определению не может быть всенародно популярным. Он замешан на весьма своеобразных, часто трудно предсказуемых ритмах. На сложнейшей гармонии. Требует известной подготовленности и достаточно высокого уровня музыкального мышления. А это, согласитесь, качества, характерные отнюдь не для массового слушателя.
Собственно, так же обстоит дело и с классической музыкой. Просто у классики внушительные истоки и поддерживать ее по традиции считается престижным. Это поднимает вес в обществе. Свидетельствует о безупречном вкусе. А джаз многие продолжают условно причислять к так называемой популярной музыке.
Правда, в таком случае он должен быть понятен каждому. Он же, как мы уже подметили, понятен далеко не всем. Такая вот половинчатость. Неопределенность. Я бы сказал, недоговоренность.
Возможно, потому что джаз, высвобождающий импровизационную стихию и неукротимые всплески творческой энергии, не вписывается в строго очерченные классические формы. Но ведь и современная классика решительно эти формы ломает…
Противоречия особенно болезненно давали о себе знать на пространстве, ставшем ныне постсоветским. В течение многих лет они сказывались на популярности талантливых джазовых исполнителей. Влияли на их творческий выбор как музыкантов. Скажем прямо, на материальное благосостояние. И в известной степени даже на судьбу.
Идеологические метания были просто поразительные. То джаз приравнивали к пролетарскому искусству, а основателя и руководителя первого советского джаз-оркестра Леонида Утесова в буквальном смысле носили на руках. То вдруг начиналась полоса резкого отчуждения. И тогда мастерство Эдди Рознера, Олега Лундстрема и других выдающиеся советских джазовых музыкантов прикрывалось уже знакомым нам аморфным термином популярная (или эстрадная) музыка. И не только термином, но и зачастую "пестрым" репертуаром.
В лучшем случае официальные структуры делали вид, будто не замечают, что это джаз. И тут надо воздать должное тбилисским властям. Джаз в Тбилиси никогда не преследовали, джазменам руки не выкручивали. И даже изредка под каким-нибудь благовидным предлогом показывали знаменитых зарубежных исполнителей по местному телевидению. До сих пор, увидев видеоклип с импровизирующими дуэтом Каунтом Бейси и Оскаром Питерсоном, я мысленно переношусь в те годы…
А в 1978-м, в самый разгар застоя, в Тбилиси был организован Всесоюзный джазовый фестиваль. Но дело даже не в нем. Те, кто выросли в этом городе, вряд ли станут оспаривать — культура джаза была легко доступна и популярна. За джазовые аккорды нас не исключали из музыкальных школ и училищ. И несомненно такой толерантный дух сказался на появлении и формирование многих известных музыкантов.
Хочу в связи с этим вспомнить изумительную джазовую певицу Ирину Отиеву. Бесподобное модулирование голосом, фантастический диапазон — три с половиной октавы. А главное — тонкое импровизационное чутье.
Помню телепрограмму "Музыкальный ринг" с ее участием. В противоположном, как говорят боксеры, углу — Лариса Долина. Это был настоящий праздник джаза! Без выигравших, без проигравших. И что символично — обе родились на Кавказе: Ирина в Тбилиси, а Лариса в Баку. Хотя Тбилиси, каюсь, был мне ближе.
Сегодня имя Ларисы Долиной по-прежнему на слуху. А самый частый вопрос в Интернете по поводу ее соперницы: куда подевалась Ирина Отиева? А она никуда не девалась. Живет в Москве. Воспитывает любимую дочь. И преподает свой любимый джаз. Иногда выступает. Сегодня, скорее всего, будет отмечать 59-летие в кругу родных и друзей. Она терпеть не может светские тусовки.
А имя не на слуху, потому что практически всегда хранила верность джазу. И "популярной музыкой" не прикрывалась. Не стремилась оказаться в центре масс-культуры, как многие ее коллеги. Отиева пела даже в Линкольн-центре в Нью-Йорке, на одной сцене с Рэем Чарлзом и Стиви Уандером. Но чтобы стать звездно-популярным на нашем пространстве, надо исполнять другой репертуар. Даже если ты певец оперный, а не джазовый…
Как выяснилось, Ирина имеет прямое отношение к армянскому княжескому роду Аматуни. Об этом написано в ее биографии. Где, кстати, обращает на себя внимание один странный, на мой взгляд, нюанс. Составители биографии пишут: по национальности Ирина армянка, хотя родилась в столице Грузии. Не скрою, этот противопоставительный союз "хотя" меня как тбилисца немного обижает.
Особенно по отношению к потомку рода Аматуни. Потому что династия эта, процветавшая в раннем средневековье, затем сошла с исторической сцены, а ответвившееся от нее семейство со второй половины XVIII века княжило в Грузинском царстве. Княжеский титул был сохранен и после присоединения Грузии к России — род внесен в родословную книгу Тифлисской губернии.
"Каждый час, уходя,
Отдаляет меня от меня…"
Это слова из композиции "Ностальгия по себе". Они как бы подчеркивают, насколько важны для человека его корни. Особенно в такой тонко отзывающейся на богатство оттенков и красок стихии, как джаз.
Приятного всем дня!