Александр Геловани
В сухом остатке антитеррористической спецоперации в Тбилиси: три ликвидированных преступника, которым удавалось отстреливаться от полиции на протяжении почти двадцати часов, пожар и разрушения в отдельно взятом корпусе, паника среди жителей и нервная реакция гостей столицы.
Один подозреваемый задержан. Потери среди силовиков — один спецназовец. Согласно официальной информации, никто из гражданских лиц не пострадал. Жителям корпуса, пострадавшего в результате событий, предоставлено жилье для временного проживания.
Грузинские СМИ сразу же, когда только стало известно о проведении спецоперации, связали отстреливающихся преступников с ИГИЛ*. Впрочем, тут надо понимать, что для большинства наших журналистов ИГИЛ* — не имя собственное, а некое обобщенное определение мирового терроризма.
Судя по всему, спецназовцы не ожидали серьезного сопротивления и хотели взять террористов, что называется, “тепленькими”. Не получилось, террористы оказались достаточно подготовленными. Кроме того, в квартире был целый арсенал, который позволил им держать оборону столь долгий срок. Пришлось эвакуировать сначала жителей корпуса, потом близлежащих домов, а потом и детей из находящегося неподалеку детского сада, в который почему-то их пустили с утра, то есть уже тогда, когда спецоперация была в самом разгаре.
Читайте также: Впервые в истории "нового" Тбилиси: почему терроризм "обживается" в нашем городе? >>
Первым арестованным подозреваемым оказался маляр, который и сдал квартиру тем самым "иностранцам". Насколько этот самый маляр был членом преступной группировки — вопрос открытый и, как минимум, требующий доказательства в суде. Пока же то, что маляр оказался родом из Панкисского ущелья, того самого, выходцы из которого числом не менее двухсот, воюют в Сирии и Ираке в составе исламистских формирований, придало происходящему ещё более зловещий характер. Кстати, владельцами квартиры, как по документам, так и фактически, оказались разные люди и тоже являются выходцы из Панкисского ущелья, что в глазах общественного мнения является ещё одним доказательством того, что террористы являлись членами одной из исламистских террористических группировок. Сразу же оговорюсь — в глазах общественного мнения, потому что на эти и многие вопросы должно ответить следствие.
А пока можно попытаться без лишних эмоций проанализировать возможные варианты того, что случилось.
Если принять на веру информацию о том, что преступники являлись членами террористической группы, придется задать вопрос, что было предотвращено — теракт или транзит террористов. Для меня гораздо логичнее выглядит вторая версия, и наиболее вероятное направление транзита — российский Северный Кавказ.
Логика тут достаточно простая. Уже упоминавшаяся выше ИГИЛ* и другие террористические группировки в последнее время потеряли контролируемые ими территории в Сирии и Ираке. Среди воевавших в тех краях было достаточно много выходцев с Северного Кавказа, поэтому версия их “возвращения домой” более чем имеет право на существование. Впрочем, террористы вполне могли возвращаться в тот же соседний Азербайджан. Ещё один вариант — конечным пунктом транзита могло стать само Панкисское ущелье, где преступники хотели “отлежаться” в ожидании указаний от руководства. Ну и наконец, кто сказал, что это именно исламисты? А могли ли это быть люди, связанные с Курдской Рабочей партией, той самой, которая периодически совершает террористические акты в Турции? Наверное, тоже могли бы. Дальше можно строить любые конспирологические теории.
Все разговоры о том, что Грузия стала мишенью террористов мягко говоря, на этом этапе звучат странно. География Грузии такова, что находясь в непосредственной близости от самой горячей точки планеты — региона Ближнего Востока, мы никак не можем чувствовать себя в абсолютной безопасности. Однако не существует никаких реальных оснований считать, что Грузия может стать приоритетом для активности террористов.
Читайте также: "Сладкий сон" Тбилиси прерван — почему Грузия не готова к "импортному" террору? >>
Это совсем не значит, что у нас невозможен теракт. Очень даже возможен, как, впрочем, в любой другой стране. И тут мы подошли к главной теме – как свести риски к минимуму. А для этого необходимо два элемента. С одной стороны, это безусловная поддержка правоохранительных органов со стороны населения, прессы, политических партий и общественных организаций. С другой — подотчетность и открытость, насколько это возможно, этих самых правоохранительных органов. Есть у нас эти два элемента? Нет, ни одного. Вот поэтому мы ходим и будем ходить по минному полю террористической угрозы. Ну а конспирологические теории давайте оставим конспирологическим конспирологам.
* "Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) — террористическая организация, запрещенная во многих странах мира, в том числе в России и США
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.