О том, что в его жизни значит музыка, какие у музыканта планы и как он относится к своему прошлому, дирижер Джугашвили рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия.
- Как вы стали музыкантом? Кто вас к этому подтолкнул?
— Я думаю, что моя мать. Она это заметила, когда мне было девять лет.
- Довольно поздно, нет?
— Да, для пианиста довольно поздно. И были какие-то проблемы из-за возраста при поступлении в музыкальную школу. Но, слава Богу, все удалось. Я закончил музыкальную семинарию.
- Но сейчас вы стали и дирижером. Как пристрастились к дирижерству?
— Когда я впервые сыграл как пианист с оркестром, это было в 2006 году в малом зале консерватории, тогда дирижировал маэстро Реваз Такидзе. И я смотрел на оркестр, смотрел на дирижера, и все это звучание мне очень понравилось. Так что именно после этого концерта у меня появилось такое ощущение, что мое призвание – это дирижирование, а не фортепиано. И я перешел в класс дирижерства в музыкальной семинарии, ректор консерватории уважаемая Манана Доиджашвили организовала для меня дирижерский факультет.
- Для вас?
— Да, для меня. И до сих пор я учусь здесь как дирижер. И она также дала возможность дирижировать мне студенческим оркестром семинарии. За это я ей очень благодарен.
- Вы учились и в Финляндии?
— Да, по программе Erasmus по классу фортепиано из консерватории. Я там проучился один учебный год и с этим временем у меня связаны все лучшие воспоминания. Очень хорошая страна, прекрасные люди. И к тому же за этот период я успел побывать в европейских странах на дирижерских мастер-классах, то дало мне уникальную возможность познать эту профессию получше.
- Иосиф, когда вы дирижируете оркестром, какие чувства вы испытываете?
— Словами это невозможно передать, потому что когда ты стоишь на сцене перед огромным оркестром – это и волнительно, и эмоционально. У меня всегда мурашки бегут по всему телу. Я думаю, все это звучит банально, когда пытаешься передать словами. Это нужно попробовать. А я чувствую, что у меня есть к этому дело притяжение.
- Вы собираетесь и дальше продолжить учебу?
— Да, посмотрим, как сложится моя судьба. Тут я в этом году заканчиваю консерваторию как студент фортепиано и семинарию как дирижер. И хочу поехать учиться за границу.
- Откройте имена своих кумиров среди пианистов и дирижеров?
— В Грузии есть несколько кумиров для меня: прежде всего, это Элисо Вирсаладзе, Лексо (Александр) Торадзе, Саша Корсантия. Из зарубежных – Марта Аргерих, Мицуко Ушида и так далее. А из дирижеров – был такой немецкий дирижер Карл Бём, его уже нет в живых, к сожалению. И я очень люблю творчество Леонарда Берстайна.
- И все-таки: пианизм или дирижерство?
— Я чувствую, что дирижерство мне ближе. Но одно не существует без другого. Ну, допустим, вы химик, вы никогда не поступите на факультет химии, не зная математику. Если вы не знаете, сколько будет дважды два, вы не выучите таблицу Менделеева. Так и дирижер обязан знать фортепиано, потому что в нем весь оркестр – и скрипка, тут, и ударные, и медные. И я рад, что моя судьба сложилась именно так.
- На днях у вас был дебют – вы впервые управляли Государственным симфоническим оркестром. Какие ощущения? Вы довольны собой?
— Собой – это другое дело, я слишком самокритичен. Я считаю, что если у человека нет самокритики, честно говоря, он не будет развиваться. А что касается оркестра, они правда сотворили чудо, они сыграли, действительно, прекрасно. Особенно "Симфонию" Моцарта.
- Как вас пригласили управлять этим оркестром?
— Господин Николоз Рачвели написал мне, когда я еще был в Финляндии, и предложил мне дирижировать его оркестром. И я с удовольствием согласился, сказал, что это огромная честь для меня. Рачвели известен именно тем, что часто дает дорогу молодым и талантливым музыкантам, что очень ценно. Это огромная возможность для начинающих музыкантов выступить перед публикой и чего-то достичь в этой сфере.
- Вы хотите продолжить карьеру музыканта за границей или в Грузии?
— Учебу продолжить за границей, потому что тут элементарно нет дирижерского факультета в консерватории. И тем, кто хотят выучиться этой профессии, приходится уезжать за рубеж. А у кого нет финансовой возможности, увы.
- Кто вас учил дирижерству?
— Тут есть замечательный маэстро, главный дирижер Грузинской национальной капеллы Ачико Ушверидзе. Этот человек является моим учителем. Кроме того, меня дирижированию учил и учит Заслуженный Артист Грузии маэстро Реваз Такидзе.
- Расскажите немного о своей семье.
— Я родился в Тбилиси. У меня есть брат, ему семнадцать лет, он занимается теннисом, пока школьник.
- А вы как к спорту относитесь?
— Позитивно (смеется). Но не очень часто им занимаюсь.
- Иосиф, перед интервью вы сказали, что не хотите говорить о политике.
— О политике нет, но о генеалогии могу.
- Вы полный тезка своего прапрадеда Иосифа Джугашвили, Сталина. Ваше имя и фамилия вам когда-то мешала или, наоборот, помогала?
— Мешать – никогда не мешала, да и не помогала. Все, как у обычного человека. То есть все было нормально или позитивно.
- Никаких курьезов в жизни не было?
— Нет. Просто раньше в школе бывало, что были немножко такие моменты, говорили: "О, как хорошо, что он праправнук Сталина".
- Кто так говорил?
— Одноклассники, друзья. А так люди всегда относились ко мне очень прилично.
- А как вы относитесь к Сталину?
— Очень хорошо. Как любой человек относится к своим предкам.