Разрисованные стены улиц города часто останавливают вечно бегущих куда-то прохожих, некоторым стрит-арт просто дарит эстетическое наслаждение, а некоторых заставляет на секунду отойти от ежедневной суеты и задуматься о более важном, может быть вспомнить и о самом главном.
По крайне мере, так объясняет воздействие стрит-арта на людей 23-летний художник Лука Джапаридзе. В его работах, как на стенах улиц, так и на картинах, нарисованных на полотне, много персонажей из мифологии, а также исторических героев. Его работы не только доставляют эстетическое удовольствие, но и по-настоящему заставляют задуматься о многом.
- Лука, когда я посмотрела ваши фотографии, почему-то у меня появилось ощущение, что вы рисуете чуть ли ни с рождения. Меня восхитили не только портреты, но и необыкновенные орнаменты. Расскажите, как вы пришли к этому искусству?
— Вы совершенно правы. Не с рождения, конечно же, но мне было где-то два года, когда я начал рисовать. С раннего детства я предпочитал рисование любой игре. Сколько себя помню, рисую, к тому же я вырос в семье художников. Мои родители — художники, так что это сфера не могла не быть близкой и любимой для меня. Я поступил в Тбилисскую художественную академию и уже приблизительно четыре года разрисовываю стены монументальной живописью. Вот так иду по своей дороге потихоньку, мне нравится моя профессия, я постоянно открываю в ней что-то новое. Это нескончаемый процесс – саморазвитие и усовершенствование профессии.
- Родители хотели, чтобы вы продолжили их дело? Может, они советовали какую-нибудь другую профессию?
— Они советовали мне стать архитектором, но не стали препятствовать моему решению. Они поняли, что я хотел именно этого. Мне очень важно то, чем я занимаюсь сейчас. Мы рисуем на стенах улиц, вот сейчас я рисую в подземке на площади Героев. Не все могут пойти в галерею и посмотреть на картины, а таким образом искусство становится повседневным, более доступным для всех людей.
- Расскажите о своих работах, о чем они?
— Я рисую то, что интересует меня, то, что волнует. Стараюсь перенести свой внутренний мир в свои работы. Библейские сцены, мифология, исторические моменты, древние традиции, истории, экзистенциализм – мои работы созданы в основном вокруг этих тематик. В моих работах скрытые послания. Если они не сумеют изменить человека к лучшему, то хотя бы заставят задуматься о правилах жизни, о целях, о том, кто мы, в чем заключается наша главная задача, куда мы уйдем после смерти и так далее. Это сложно объяснить и точно сложно передать.
— Для меня он абсолютно обычный, может быть, для другого он какой-то необычный, но не для меня. Думаю, что внутренний мир формируется на ощущениях и знаниях. Вот лично я перед тем, как нарисовать что-то, много читаю, знакомлюсь с деталями, разбираюсь в символах. Каждая деталь несет символическую нагрузку, а потом именно эти детали собирают воедино картину, как пазл, и доводят до цельности.
- Какими качествами должен обладать художник, чтобы быть интересным для публики?
— Он должен быть хорошим мастером и созидателем. Вот здесь важны эти качества вместе. Ты можешь быть хорошим мастером, но без созидания не будешь художником, будешь мелким ремесленником или же будешь хорошим созидателем, но плохим мастером, который не сможет передать то, что хотел. Художник должен уметь обладать этими двумя качествами одновременно.
- Не думаете о том, чтобы устроить выставку своих работ?
— Я хочу устроить выставку весной. В прошлом я делал выставки в год по два-три раза. В последний раз моя выставка прошла в прошлом году. Тогда я нарисовал портреты людей разных национальностей, этнических групп. Что касается новой выставки, то пока я точно не знаю, о чем она будет, но, наверное, я сделаю так, чтобы картины передали какое-нибудь историческое событие.
- Лука, многие грузинские художники стремятся на Запад, не собираетесь ли и вы тоже отправиться за границу и там развить свое искусство?
— Я собираюсь туда просто для того, чтобы посмотреть какие-то выставки и ненадолго остаться, а так поехать и остаться — нет. Я не считаю это правильным. Моя страна больше нуждается в людях искусства, чем, может быть, другие, и если мы все уедем туда, то кто останется?!
- Как вы думаете, насколько Тбилиси нуждается в стрит-арте?
— Я считаю, что очень нуждается, стрит-арта должно быть еще больше, потому что он формирует визуальное видение человека, мировоззрение. Ты – это то, что ты видишь и воспринимаешь.
- Кто ваш любимый художник?
— О, их много. Иероним Босх, Диего Веласкес, Микеланджело Караваджо, люблю "Голубой период" Пабло Пикассо, если перечислить, не хватит всей нашей беседы. Люблю многих, а так не могу сказать, что кто-то из них повлиял на мое творчество. Но от каждого художника можно научиться чему-то такому, что пригодится в развитии твоей профессии.
- Сколько мест в Тбилиси вы уже разрисовали?
— Порядка тридцати и хочу, чтобы их было больше. Было бы хорошо, если к цифре 30 добавились бы еще несколько нолей. А что касается картин, их у меня порядка 50.
— На полотне работаешь более спокойно. Что касается картины, ты знаешь, что она останется и останется, а стену на второй же день могут повредить или перекрасить. То есть, когда рисуешь на стенах, должен быть готов к тому, что твоя работа может исчезнуть в один момент, а картина остается.
- У вас нет учеников?
— Нет, я могу только давать советы. Я считаю, что пока сам должен многому научиться для того, чтобы взять на себя ответственность учить кого-то. Я не волшебник, я только учусь (смеется).