В 1927 году по его инициативе было организовано Общество психологов Грузии. Он является автором широко известной общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека.
Узнадзе трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер.
2 декабря, в день его рождения, Sputnik Грузия собрал тезисы Узнадзе, которые играют важную роль в повседневной жизни.
Как Узнадзе разъясняет поведение?
Поведение – активность и означает отношение субъекта к окружающей среде, внешней реальности. Поведение определяется потребностью человека и тем предметом, который должен ее удовлетворить.
Узнадзе так описывает процесс поведения человека: живой организм для удовлетворения определенных потребностей обращается к внешней предметной реальности, окружающая среда непосредственно действует на него и располагает его к той реальности, которая должна удовлетворить его потребность.
Что значит для ребенка игра?
Игру Узнадзе называет специфической формой поведения ребенка. В раннем возрасте другие формы поведения не проявляются или проявляются очень редко. Согласно тезису Узнадзе, игра свойственна и детям школьного возраста, и детям в возрасте 8-10 лет, и подросткам.
Дети воспринимают игру как удовольствие. Главный мотив игры для них – это принять наслаждение от собственной активности.
Учеба как форма поведения
Узнадзе считал, что формы поведения очень связаны друг с другом, например, учеба и труд. Чтобы найти сходство и различие между ними, нужно посмотреть на их итоговый продукт.
Когда дело касается труда, всегда имеем в виду определенный продукт, для создания которого человек потратил трудовую энергию. А в случае учебы дела обстоят иначе. Например, ребенок уже научился писать буквы, далее смог написать два слова. В этом процессе он не только учится писать конкретные буквы и слова, но и активизирует мышцы, которые помогают ему легко писать уже другие слова и буквы.
Именно поэтому не приходится учить ребенка отдельно разным словам. Научившись письму и чтению, он легко может написать даже то слово, которое он никогда не слышал.
В чем заключается "трагедия воспитания"?
Ребенок – это не маленький подросток. Воспитатель не добьется своей цели, если не сможет постичь природу ребенка.
Узнадзе считал, что "пропасть" между воспитателем и воспитанником появляется из-за того, что первый как носитель социальных целей не обращает внимание на желания ученика, не учитывает его индивидуальное своеобразие и руководствуется своими мотивами.
Узнадзе писал: то, что, по мнению воспитателя, является благополучным, для воспитанника, на самом деле, оказывается мучительным.
Теория установки
Узнадзе старался изучить вопрос целесообразности поведения. Он считал, что поведение управляется психикой, и полагал, что должен существовать психический механизм, который мог все это обеспечить. После поисков Узнадзе сначала теоретически, а затем и с помощью опытов нашел такой механизм и назвал его установкой.
По мнению Узнадзе, установка — это состояние субъекта, который выражает готовность к конкретному действию. Узнадзе считал, что любому поведению предшествует появление установки, являющейся положением психофизической готовности. Без соответствующей установки человек не сможет сделать ничего, он дает направление всем психическим процессам, поведению.
Например, однажды один из ученых попросил представителей департамента исполнения наказаний передать ему приговоренных к смерти преступников для эксперимента.
Преступникам завязали глаза и сказали, что им вскроют вены и таким образом исполнят наказание. На самом деле, во время эксперимента осужденным на запястьях лишь провели линейкой. Они умерли точно за то время, которое было нужно, чтобы истекла кровь. Безусловно, никакого вскрытия вен и истекания кровью не было. Все умирали от остановки сердца. Соответствующая установка привела к соответствующему поведению человека.
Узнадзе был первым, кто в истории психологического исследования теоретически и практически изучил такую бессознательную психическую реальность, как установка, объединяющую в голове человека обязательные моменты для активности и действующую, как психологический механизм осуществления целесообразного поведения.