Если у человека, еще не старого годами, в первой строке биографии фигурирует не одна дата, а две – это трагедия. Нарушение логики. Свидетельство – что-то пошло не так. Подвело. Изменило. Сгубило…
Сегодня день рождения Зураба Жвания. Политика, громко о себе заявившего. Имя которого, однако, останется в грузинской истории не столько благодаря практическим делам, сколько в силу загадочной, преждевременной и не расследованной до конца смерти. Во всяком случае, общественное мнение Грузии упрямо придерживается такой точки зрения. И независимо от официально озвученных фактов и улик, подобная убежденность весьма, надо сказать, показательна и примечательна.
Благодаря профессии мне не раз приходилось сталкиваться с высокими государственными мужами. С разными. В разных странах. Даже на разных континентах. В результате сложилось, не спорю, субъективное, но имеющее право на существование мнение: чисто по-человечески их можно условно отнести к двум основным психотипам.
Причислить к политикам, которые, словно уперевшись ладонью, держат собеседника на расстоянии вытянутой руки. В совершенстве владеют умением улыбаться пустыми глазницами и ненавязчиво подчеркивать свое безоговорочное превосходство. Или же отнести к тем, кто всегда, независимо от ситуации, естественно и органично вступает в контакт с людьми. Готов заинтересованно выслушать и живо воспринять чужую мысль.
Поскольку первая категория, возможно, и весьма эффективная, лично во мне особых симпатий не пробуждает, сразу же перейду ко второй. И вернусь к Зурабу Жвания. Поскольку он как раз являл собой яркий пример руководителя такого типа.
Дружелюбный, умный, высоко интеллигентный, начисто лишенный митинговой харизмы, Жвания вряд ли мог рассчитывать на поддержку одержимой свободолюбивыми идеями фанатичной толпы. Своим гибким умом он прекрасно это понимал. И, видимо, не случайно прослыл великим мастером закулисных игр.
В нужный момент создал собственную партию. Выбрал название без дешевых отсылок к демократии, свободе или христианству. Это была первая в истории Грузии партия "зеленых". Представлявшая движение, в те времена нашему обществу не слишком хорошо знакомое.
Зато в ней уверенно и комфортно чувствовал себя сам лидер. Биолог по профессии – с солидным опытом работы по специальности. И, как выяснилось, политик по призванию – с опытом, правда, изначально нулевым. Тем не менее, обманчиво безобидная домашняя внешность пришлась тут весьма к месту. В течение двух лет Зураб даже являлся сопредседателем партии "зеленых" Европы.
Что касается внешности – пусть никто не заблуждается. Могу лично засвидетельствовать, что встречал его в Сухуми. На передовой. Так и напрашивается добавить – под пулями. Однако не стану лукавить: в тот момент в нас не стреляли…
В 1993 году Жвания вновь безошибочно взвесил свои перспективы. И примкнул к коалиционному движению Эдуарда Шеварднадзе "Союз граждан". Как видно, "седой лис" по-достоинству оценил потенциал исключительно гибкого молодого политика. Тот стал Генсеком партии, а затем, после победы на выборах, возглавил грузинский парламент.
Интуиция не подвела и в 2001 году, когда он добровольно и шумно оставил свой пост. Можно даже сказать, скандально подал в отставку. Правда, это не помогло вновь образованной им политической организации "Объединенные демократы" обрести достойный рейтинг. По правде говоря, Грузия тогда (как, возможно, и сейчас) не доросла до европейского стиля управления и политиков европейского типа. Эффектный и запоминающийся слоган Зураба Жвания "Я – грузин, я – европеец!", благотворно воспринятый в Европе, в Грузии остался лишь красивой поэтической строкой в политической летописи. Что подтвердили дальнейшие события.
На парламентских выборах партия Жвания, даже в коалиции с Бурджанадзе, не набрала и 9% голосов. Впрочем, не исключено, у него был свой тонкий расчет. Он успел примкнуть к "Единому национальному движению" и вместе с Михаилом Саакашвили возглавить мощную волну поствыборного протеста. В результате занял пост премьер-министра страны в новом "розово-революционном" руководстве.
Надо признать, в этой должности Зураб Жвания с его аналитическим умом и образцовым воспитанием служил, пожалуй, единственным противовесом эмоциональному и непредсказуемому Михаилу Саакашвили. Не исключено и даже вполне вероятно – если б не его трагическая смерть, новейшая история Грузии развивалась бы по иному сценарию. Более последовательно. Без тех крутых взлетов и падений, свидетелями которых мы с вами стали…
Опустим хорошо известные всем детали, версии, гадания и просто спросим: была ли смерть Зураба Жвания несчастным случаем? Или он где-то что-то не просчитал до конца? Перегнул палку в закулисных играх? Переоценил силы и возможности? Не только свои, но и Грузии…
Почему-то я запомнил, как сразу же после "революции роз" Жвания и несколько молодых руководителей вышли из Госканцелярии со сварочными автогенами в руках. И засучив рукава стали резать железную ограду вокруг здания. Кругом журналисты, видео- и фотокамеры – отлично поставленный спектакль!..
Излишне объяснять, что он должен был символизировать. И все знают, чем это в итоге закончилось… Не стал ли молодой перспективный лидер жертвой очередного такого спектакля, где сам же выступал в роли режиссера?
Вряд ли мы получим исчерпывающий ответ. Во всяком случае, не в ближайшее время. И уж точно этот ответ не оправдает ожиданий общественности. Потому что дело обросло сотнями легенд и историй, порой доходящих до полнейшего абсурда. И еще потому что в новейшей истории Грузии подобный абсурд, как это ни печально, был вполне возможен…
И все равно, если в начале биографии человека совсем не старого фигурирует не одна дата, а две – это трагедия…
Светлая память Зурабу Жвания!
А вам, дорогие, счастливого дня!