В Грузии кумовство до конца уничтожить не получится, в малых дозах оно будет всегда, помню, заявил на одной из своих пресс-конференций Бидзина Иванишвили, еще будучи премьер-министром. И был прав – мы, грузины, самые большие в мире "ахлобельщики", от слова "ахлобели" — близкий человек.
Конечно, непотизм уничтожить до конца не удалось и даже самым развитым западным странам, взятым Грузией за образец. Всё дело — в пропорции, в которой присутствует непотизм в государственных управленческих структурах. Когда доля непотизма начинает превалировать, подминая под себя рациональную кадровую политику, или вовсе приобретает характер тотальной тенденции, возникает кризис власти, который рано или поздно заканчивается банкротством. Так произошло с советской номенклатурой, что закончилось ликвидацией СССР, таким же вирусом заразилась и прозападная власть Грузии, причём – на всех уровнях. "Американскую мечту" особенно ярко иллюстрируют головокружительные карьеры многих ставленников "Грузинской мечты" в высших эшелонах власти, хотя Грузия, скажем честно, страна далеко не равных, скорее — неравных возможностей по причине того же протекционизма.
Ладно, оставим западный опыт борьбы с клановостью — история хранит другие примеры борьбы с порочными методами управления государством, тут даже можно вспомнить Сталина, его жёсткую политику борьбы с групповщиной и крылатую фразу "кадры решают всё".
"Не жёсткая, а жестокая автократия с применением репрессивных методов!" — предвижу искреннее возмущение читателей, поклонников американской модели. Да, господа, может даже и жестокая на местах перегибов, но разве соблазны непотизма победишь церковными проповедями и воспитательной работой? Тот же сталинский опыт был взят на вооружение многими странами, к примеру — Китаем со времён Мао, достигшим блестящих результатов. В Грузии мы забываем об этом, обсуждая китайское экономическое чудо, передовые технологии и экспорт китайской продукции, заполонившей весь мир. Устанавливая сегодня с Китаем режим свободной торговли и участвуя в проекте "Один путь – один пояс", грузинскому руководству не плохо было бы поглубже изучить эту страну, предпосылки её успеха, лежащие в методах управления страной, кадровой политики, борьбы с непотизмом и коррупцией.
"Значит, единственным противоядием против непотизма является страх?!" — воскликнут читатели – либерал — демократы. Нет, господа, не означает. Правильный подбор кадров, проведение здравой кадровой политики, подкреплённой на уровне закона, изначально сведёт до минимума опасность возникновения непотизма в структурах власти, который одновременно является благодатной почвой для коррупции и одной из её разновидностей.
"Да бросьте, пожалуйста, в Грузии всегда всё решалось по знакомству!" — возразят читатели — скептики и будут неправы. Именно этот вредный стереотип, выставляющий непотизм как неотъемлемую черту грузинской ментальности, породил в грузинском обществе пессимизм и примиренчество с этим уродливым явлением, с которым бороться, якобы, нет никакого смысла.
Молодые скептики вряд ли знакомы с постановлением Центрального комитета КПСС "Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений ХХ1V съезда КПСС" от 22 февраля 1972 года. Почему бы современной грузинской молодёжи не прочесть эту страничку истории своей страны хотя бы как остросюжетный детектив о том, как вступивший в должность 1-й секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе за негативные теневые явления снял с должностей 20 министров, 44 секретаря райкомов, 3 секретарей горкомов, 10 председателей райисполкомов и их заместителей? За пять первых лет пребывания на этом посту Шеварднадзе освободил с должностей 40 тысяч человек, а арестовал более 30 тысяч, приблизительно 15 тысяч из которых были членами КПСС, ещё 40 тысяч были уволены. Многие ли страны – сегодняшние наставники Грузии — могут похвастаться мероприятиями по борьбе с непотизмом и коррупцией такого масштаба?!
Хотя, не буду слишком строг к моим критикам, ведь за долгий период, который принято называть периодом застоя, процент людей, получивших заслуженное признание и продвижение по службе благодаря своим талантам, знаниям и опыту, сократился до минимума – должности распределялись лишь по знакомству и за взятки. Поиск перспективных кадров и помощь в их становлении, то есть, создание благоприятных условий, в которых таланты не обладающих богатствами и связями с сильными мира сего людей смогли бы раскрыться наиболее полно и принести пользу государству, сменился покровительством по принципу близости – родственной, дружеской, или за взятки через близких по надёжным схемам.
А вот еще один пример – Грузия в период Саакашвили, которого на Западе, в Украине и даже в России по сей день считают великим реформатором, уничтожившим коррупцию. Земляк Сталина действительно уничтожил коррупцию в Грузии на среднем и низком уровне — так называемую бытовую, но не элитарную коррупцию, правда не каким-то там "реформаторскими западными ноу-хау", а рутинным сталинским методом – страхом. Но создать систему подбора кадров, подкреплённую на законодательном уровне и изначально исключающую непотизм и коррупцию, Саакашвили не смог, да и не пытался по понятным причинам. Ведь именно Саакашвили внедрил в систему власти понятие "командности", которое было воспринято неискушённым обществом как "западный реформаторский" метод управления государством, а на самом деле стал сообществом лиц, легко управляемых и поддерживающих друг за друга по принципу круговой поруки. В итоге команда Саакашвили замкнулась на себе, и это делало абсолютно невозможным проникновение туда "случайных", то есть просто талантливых, перспективных и честных профессионалов.
"А кому ещё можно доверять, находясь на высоком посту, как не близким в своём окружении?" — опять возразят мне читатели, которые, я уверен, не имеют опыта работы в государственных структурах. Иначе они бы знали, что понятия "свой" — "чужой" на государственной службе должны подразумевать не родственную или дружескую близость и даже не принадлежность к одной политической партии. Понятия "государство", "государственные интересы" превыше, чем понятия "партия" и "партийные интересы", потому что первые — непреходящи, а вторые – временны. Мы помним несколько правящих партий – Компартию, "Круглый стол", "Союз граждан", где они сегодня? Доживает свои последние дни "Нацдвижение"… Поэтому при выборе кадров должны учитываться, в первую очередь, преданность делу, а не партийному начальству или властному режиму, профессиональные навыки, а не партийные симпатии и связи.
"Понятно, но разве перед Грузией сегодня нет более острых проблем, чем непотизм?!" — воскликнут некоторые читатели. Есть, господа, это экономика, безработица, территориальная целостность, странные отношения с Российской Федерацией, которая по документам официально проходит как "оккупант, агрессор и угроза №1", а по факту вышла в главные торговые и экономические партнёры Грузии. Но все проблемы в области внешней политики и экономического развития являются причиной плохого менеджмента — то есть плохой работы не соответствующих высоким государственным должностям руководителей, назначенным по знакомству или протекции, порой даже из других стран. Кстати, тут приходится признать, что в Грузии назначение на высшие государственные должности по протекции извне породило новую форму непотизма — международный непотизм.
Исходя из вышесказанного, уверен, что главной проблемой сегодняшней власти Грузии является не Россия и даже не Саакашвили, грозящийся эту власть скинуть, а опять же непотизм – как рутинный, местный, так и международный.
Контрпродуктивная иррациональная кадровая политика правящей партии "Грузинская мечта", комплектующей своими назначенцами правительство, парламентское большинство и местную власть, стала главной проблемой в государстве, несмотря на бескомпромиссную борьбу правоохранительных органов с коррупцией на доступных им уровнях. На фоне порочного принципа подбора кадров теряются усилия действительно талантливых руководителей. Из положительных примеров я бы выделил министра по исполнению наказаний Кахишвили, нового мэра Тбилиси Каладзе, начавшего решать накопившиеся десятилетиями проблемы, а также министра экономика Кумсишвили, через пару недель после назначения которого национальная валюта прекратила обесцениваться и стала укрепляться.
Сегодня главной "кузницей" — поставщиком новых кадров для сегодняшней власти Грузии остаются неправительственные организации. Высшей школы управления народным хозяйством, где традиционно оттачивались навыки управленцев (по-модному менеджеров), уже имеющих высшее специальное образование, а то и учёную степень плюс стаж работы по специальности, давно в Грузии не существует. А зачастую неработавшие по специальности молодые люди становятся активистами различных НПО, которыми впоследствии укомплектовываются все ветви власти Грузии, за редкими исключениями. Поэтому в правительстве и парламенте Грузии не встретишь видных агрономов и математиков, физиков, инженеров, врачей или юристов, а дипломы о высшем образовании не обязательно должны соответствовать профилю занимаемой в правительстве должности – достаточно сертификата слушателя, окончившего любые зарубежные курсы. Для полноты картины следует упомянуть наличие привилегированной касты советников – консультантов — аналитиков — экспертов по любым вопросам, которые оккупировали госаппарат и выполняют роль этаких "придворных астрологов".
Имеет ли "Грузинская мечта" ресурс и желание отказаться от непотизма и провести фундаментальную чистку в своих рядах? Сможет ли правящая ныне партия укомплектовать административные звенья проверенными, отлично зарекомендовавшими себя в деле и одновременно — креативными кадрами, которые сегодня "отодвинуты в тень" или вовсе выведены из игры? Знаю, и тут не все со мной согласятся, но я убежден, что решить проблему быстро и эффективно под силу только учредителю "Грузинской мечты" Бидзине Иванишвили, конечно, при наличии воли и условии его возвращения в политику. А времени для реформирования кадровой политики у "мечтателей" почти не осталось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.