Говорят, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса.
Мысль наверняка вам знакома. Ее приписывают то Гегелю, то Марксу. В любом случае, людям, отличавшимся незаурядным умом. Бывают и вариации, но важна суть. Ибо 21 декабря фраза эта для нас, обитателей Грузии, становится вполне осязаемой. Не исключено, конечно, не только для нас. Но для нас особенно.
21 декабря 1879 года – официальная дата рождения Иосифа Виссарионовича Сталина. Революционера. Партийного деятеля. Вождя. Диктатора, в течение трех десятилетий единолично правившего самой большой по размерам страной в мире.
Нет-нет, Грузия не претендовала и не претендует на такое же единоличное обладание персоной столь необъятных масштабов. Тем не менее, Сталин родился в Гори. И по национальности – он грузин.
— Где же тут фарс? – спросите вы недоуменно пожав плечами.
Никакого фарса. Только трагедия. Во всяком случае, к такому мнению на данном этапе склоняется значительная часть историков и общественных деятелей. Политиков обходим. Многие, думаю, были бы не прочь примерить сталинский мундир. Даже отпетые демократы. Ну, а народ… Если по Пушкину – народ, как обычно, безмолвствует. У него много других, жизненно важных проблем.
21 декабря 1967 года родился Михаил Николаевич Саакашвили. Тоже революционер. Тоже деятель партии, но другой. Вождь. В течение почти десяти лет правивший страной когда-то входившей в ту, самую большую.
На честь обладания им мы также не претендуем. Разве что грузинские правоохранительные органы, добивающиеся его экстрадиции. Впрочем, если спросить меня – лучше обойтись. Намного спокойней.
Саакашвили многие в Грузии называют диктатором. Однако диктатор из него – странный. Никакой. Именно с примесью фарса. Дело ведь не в том, что ты безжалостен и жесток. Настоящий диктатор знает, чего добивается, и жесток бывает, прежде всего, во имя достижения цели. Если же ты жесток бесцельно и панически пуглив – ты самодур, а не диктатор.
Не спорю, "революция роз", безусловно, принесла грузинскому обществу много полезного. Способствовала обновлению во многих сферах. Только термин все равно какой-то слишком театральный. Причем тут розы, и где революция?.. На мой взгляд, само понятие "бархатная революция" — нонсенс. Фарс. Пожалуй, даже неуважение к жертвам кровавых событий, о которых мы, к счастью, знаем только из истории.
Примечательно, что сегодня история повторяется в третий раз. На Украине. И это уже явный перебор. Даже не фарс – клоунада. С беганием по крышам, с выряженными в хаки военными… Очередная трагедия, превращенная в шоу. Стоп! Тут уж решать украинцам, а не нам.
Многие помнят фразу: "Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно". Автора знают немногие. Джон Актон, политик, историк. Английский лорд. Пожалуй, отсюда некоторый снобизм. Все-таки власть легко развращает того, кто получил ее по стечению обстоятельств. Умный правитель, добывший ее дорогой ценой, постоянно заботится о том, чтобы удержать.
В этом смысле очень показательно отношение авторитарных правителей к религии. В частности к церкви. К высшим церковным иерархам, пользующимся огромным авторитетом у верующих.
Готов поспорить, многие не сомневаются, будто основной удар по институту патриаршества и в России, и в Грузии нанесли большевики. С учетом общего антирелигиозного настроя, казалось бы, вполне логично. Тем не менее, патриаршество на Руси фактически упразднил в 1701 году Петр I. Грузинскую же церковь низвели до уровня Синоидального Экзерхата в 1811-м.
Как видим, своенравный и несдержанный Петр I с церковниками особо не церемонился. Трудно сказать, что от этого выиграл. Народ Петра не любил. Да и историческая наука сегодня во многом пересматривает к нему отношение.
Не менее эмоциональный Саакашвили тоже, как выясняется, предпринимал отчаянные усилия для ослабления авторитета Грузинской церкви и Католикоса-Патриарха всея Грузии. После скандала, связанного с так называемым "делом о цианиде", всплыли многие нелицеприятные детали.
При Сталине официальное отношение власти к религии поменялось как раз в противоположную сторону. Многие историки полагают, что он хотел заставить живущую в народе веру в Бога эффективно работать на власть. Возможно. В данном случае мы рассуждаем не о мотивах. К тому же, сохранились приватные свидетельства людей, близко знавших вождя: при всех ужасах сталинизма, в глубине души он был человеком верующим.
Как-то, рыская по Интернету, я наткнулся на электронную версию трудов И. В. Сталина. Что-то подтолкнуло, и я набрал в поиске слово "поп", к которому так часто обращался Владимир Ильич. Система не обнаружила соответствия.
Похоже, к вечно живым прагматик-Сталин себя все-таки не причислял и предпочитал в открытую перед Судом Небесным не грешить.
Доброго всем вам дня!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции