"Нам каждый гость дарован Богом"
Владимир Соллогуб
Хаматова не раз бывала в Грузии и не понаслышке знакома с грузинами, их менталитетом и образом жизни. Что особенного отметила актриса, какие истории ей запомнились больше всего, Чулпан рассказала Sputnik Грузия.
- Как началось ваше знакомство с Грузией?
— У меня была необычная история знакомства с Грузией. Однажды мой близкий друг, актер Мераб Нинидзе, сделал мне предложение, от которого отказаться я не смогла…
— Приезжайте к нам в Грузию, край наш увидите, с новыми людьми познакомитесь, может, присмотрите что-нибудь для своей работы…
— Приеду, с удовольствием! — уговаривать долго меня не пришлось, многое слышала о Грузии, и уж очень хотелось попасть в эту прекрасную южную страну.
Это было давным-давно, ну, сто лет назад (смеется!), точнее, в 90-х годах прошлого столетия. И я поехала в Грузию… не взяв с собой паспорт! Как так получилось, я уже не помню, то ли забыла, то ли думала, что он не нужен.
Стою в аэропорту. Естественно, мне говорят: "Нет, вас мы не можем пропустить". А этим же рейсом, оказалось, летел театр Табакова и сам маэстро Олег Павлович Табаков. В аэропорту разыгрывался настоящий спектакль… Каким-то невероятным образом он уболтал всех: пограничников, работников авиакомпании, службу безопасности и кого только еще возможно. Олег Павлович стал рассказывать: "Да, это наша артистка, она нам очень нужна! Мы не сможем без неё сыграть спектакль, а у нас гастроли…" И вот каким-то чудесным образом я все же оказалась в самолете.
- А дальше-то грузинская граница!
— Ну, выехать без документов, это, как говорится, полбеды, на такое в те времена часто смотрели сквозь пальцы, а вот въехать без них в страну, как потом узнала от пограничников, неслыханный случай!
Тут мне уже помогали грузинские друзья. Какими правдами-неправдами они это делали, я точно и не знаю, а может, не помню уже, но факт: случилось чудо и я попала в Грузию без документов. Причем как бы официально, а не где-то там перебегала границу. Тогда я не знала, что меня ждут куда более незабываемые приключения – впереди были три дня в солнечной Грузии.
Вот именно тогда, когда я сравнивала отношение российских и грузинских пограничников к моему экстравагантному поступку, видела всю эту суету на границе, у меня и промелькнула мысль: гостеприимные здесь люди! Интуиция не подвела, позже я неоднократно убеждалась в этом своем предположении: "Гость – это Бог для грузина".
- Да, с этим невозможно не согласится. И все же про приключения: что запомнилось больше всего?
— Запомнилось мне много что, но больше всего, безусловно, гостеприимство людей, народа Грузии. Вот простой пример. Тогда, в ту поездку, я была еще очень молодая, это все происходило в "лихие 90-е": страну штормило. Меня пристроили жить к замечательной женщине Нино, в центре Тбилиси. Ее квартира была стариной, с высокими потолками и росписью в парадной. Однако было очень холодно из-за постоянных сбоев электричества, а центрального отопления не было. Как раз во время поездки меня еще и угораздило заболеть. Простудилась.
Мало того, что я пользовалась гостеприимством едва знакомых людей, так еще потребовался от них и уход за нездоровым человеком. Помню, утром просыпаюсь от приятного запаха из кухни и тут ко мне заглядывает Нино:
— Как ты себя чувствуешь? Вот тебе кукурузные лепешки.
— Спасибо, — говорю я ей.
— А это рюмочка настоящей горячей грузинской чачи, она тебя поставит на ноги.
— Ну, не могу я с утра… Вы что, чача, нет, нет…
Нино, разволновавшись, стала убеждать меня:
— Нужно это, чтобы выздороветь! Ты что, меня не любишь, не уважаешь?
— Хорошо, — отвечаю в конце концов, и рука тянется к подносу за стаканчиком…
Сейчас, я вам честно признаюсь, хорошо запомнила именно эту бескорыстную любовь и непонятную для меня доброту практически к чужому человеку.
"Ни о чем не жалею, ничего не хочу", — примерно так у меня и прошли выходные в Грузии.
Были поездки во Мцхета, долгие прогулки по Тбилиси, красное вино и много интересных знакомств. Мы объездили все вокруг, что только можно было успеть за три дня.
Гостеприимство валилось на меня со всех сторон! Уже по приезде домой в памяти осталась именно эта фантастическая эмоция, которую подарила мне Грузия.
- Чулпан, не заметили ли вы какую-то отличительную особенность грузин?
— Открытость, добродушие, гостеприимство… Нельзя грузину говорить, какой у него красивый стол. Ты тогда уйдешь домой, образно говоря, вместе с этим столом! И я не шучу. Как-то я была в гостях, уже даже не помню, у кого и где. Грузинское застолье, песни, танцы, а хозяйка дома была потрясающая женщина с отменным вкусом. Мне очень понравились ее сережки, и я от всей души нахваливала их. Так вот, не прошло и пяти минут, как она сняла их и подарила мне.
Потом я поняла, что это некий "запрещенный прием" и такого рода комплименты лучше не делать. Ну или делать, когда что-то получить в подарок будет уже невозможно. Стоит не забывать об этом. Да, щедрость и гостеприимство, мне кажется, порой становятся синонимами к слову "грузин".
- А кухня вам понравилась? Есть любимое блюдо?
— Мне нравится сидеть за грузинским столом, где блюда подаются одно за другим почти беспрерывно, вино льется рекой, а тосты говорят без передышки. Сациви, толма, пхали… Однажды, будучи в гостях, увидела на столе "большие пельмени". Говорю:
— Я очень люблю пельмени, но это какие-то крупные.
— Это хинкали, — смеется тамада. — То есть "дедушка" пельменей.
Берусь за вилку и нож. Но тут тамада останавливает меня и говорит:
— Вы что? Вилка, нож, хинкали? Это кощунство – есть хинкали так! И показывает: надо ухватиться пальчиками за хвостик, откусывать кусочек и потягивать сок — наслаждаясь ароматом и вкусом хинкалины. Благо, теперь у меня много друзей грузин, и они меня уже научили правильно есть хинкали (смеется).
Да, я очень люблю грузинскую кухню. Это своеобразная моя беда. Каждый приезд в Грузию – стресс для моей фигуры. Мне все время кажется, что после одного-двух застолий я уже не влезу в свое любимое платье.
- Наверное, вы еще и посещали какие-то интересные места. Что запомнилось?
— Мцхета… Невероятные эмоции испытываешь, когда стоишь на горе возле Джвари и смотришь на те самые две реки, струи Арагви и Куры. Эта природа, благоговение, импрессионистское счастье.
Послушайте, я вот сижу и думаю, понимаю одну вещь: не могу я, ну не могу я выделить какое-то определенное место. И Тбилиси очень люблю, и Батуми очень люблю, и небольшие грузинские, очень атмосферные деревушки, где мы снимали фильм "МетеоИдиот" режиссера Наны Джорджадзе.
У меня глубокие ассоциации с Грузией, не получается выделить что-то одно, какое-то определенное место. Тем более страна очень менялась за эти годы. Ни Тбилиси, ни Батуми, ни эти деревушки уже не похожи на те, что были пять, десять, двадцать лет назад… И мне нравится замечать эти изменения. Люблю приезжать сюда и в гости, и по работе.
- Есть ли какие-то особенности работы в Грузии?
— Мне как актрисе театра очень важно чувствовать себя комфортно и иметь контакт с труппой и зрителями в зале. К примеру, взять мой последний приезд в Грузию. Мы с пианистом Алексеем Гориболем и труппой театра Грибоедова представили грузинскому зрителю поэтический вечер "Белла Ахмадулина. Сны о Грузии".
Тбилиси — очень особенный город для Беллы. Здесь у нее много друзей и почитателей ее творчества. Было важно, чтобы ее стихи прозвучали здесь. "Сны о Грузии" — это квинтэссенция отношений поэта и страны. Как Белла любила Грузию, так и Грузия любила Беллу.
"Пусть всегда мне будут в новость
И колдуют надо мной
Милой родины суровость,
Нежность родины чужой"…
Отрывок из стихотворения "Сны о Грузии", Белла Ахмадулина.
Осмелюсь сказать, хотя, может, это и прозвучит как хамство с моей стороны, мне кажется, что из всех коллег, именно я больше всего погружена в ее жизнь и творчество. Так уж получилось… Необычное отношение Беллы к Грузии наложило на меня особую ответственность перед выступлением в Тбилиси.
Последний прогон перед выступлением. Всё еще есть некоторые недочеты и запинки. Все немного нервничают, а я повторяю текст. Текста много, постоянно что-то да и вылетает из головы. А еще и микрофон в руках держать неудобно. Стоило только отметить это, как сразу же вокруг будто все забегали. Принесли мне и петличку, и головной микрофон.
Вроде бы мелочь, но с какой отдачей это было сделано. Члены команды сделали все для комфортных условий работы. Было бы очень сложно играть перед грузинской публикой, если бы не теплое отношение труппы ко мне. Как всегда грузинское гостеприимство… Невозможно не отметить это, невозможно не заметить это. Именно поэтому хочется работать здесь, есть много идей, задумок, но пока ничего конкретного.
- Чулпан, вы занимаетесь благотворительностью. Были ли у вас случаи, когда вы помогали грузинским детям?
— Да, были какие-то случаи, когда наш фонд "Подари Жизнь" помогал детям из Грузии. Но, к сожалению, это очень редкое событие. Все просто объясняется: это очень дорого. Чаще получается так, что отправить ребенка на лечение из Тбилиси легче в Германию или Израиль, чем в Москву. Возникает также много формальных и бюрократических вопросов, которые чаще всего сложно решать дистанционно. Несмотря на это, мы смотрим и всегда стараемся сделать все, что в наших силах.
Хочется сказать спасибо известной певице Нино Катамадзе за ее помощь в благотворительных концертах. Она часто выступает на наших вечерах.
Наверное, это очень эгоистично, но я испытываю удовольствие, когда вижу глаза детей… Детей, которые вылечились и теперь выписываются. Это невероятное чувство — знать, что ты как-то причастен к их выздоровлению. Общение с ними меня научило многому, прежде всего понимать, что такое настоящая проблема, а что житейские пустяки. Оно сделало меня открытой, надеюсь, что щедрой и добродушной. Немаловажную роль в этом сыграла, наверное, и Грузия. Ведь легко учиться на примере, а примеров открытости и бескорыстной помощи в этой солнечной стране очень много. Может, поэтому меня и тянет в Грузию…
- Ваши поездки в Грузию… Что они значат для вас?
— Грузию обожали многие наши российские писатели и поэты, от Александра Пушкина до Сергея Есенина, от Владимира Маяковского до Евгения Евтушенко, от Михаила Лермонтова до Беллы Ахмадулиной. Это гостеприимная творческая страна, которая вдохновляет, тепло принимает и не оставляет никого равнодушным.
Гостеприимство, в моем представлении, часто становится синонимом к слову Грузия, грузин. Хотя нет, не совсем так хотелось сказать. Гостеприимство и щедрость. Ведь представить гостеприимство без щедрости души невозможно. Вот те качества, которыми особенно славятся люди этого солнечного края.
Мне сложно долго здесь не бывать. Приезжать в Грузию – это праздник. Даже не важно, это по работе или просто в гости к друзьям. Грузия для меня – это и история, и мои друзья, и щедрость, и радость, и природа. Это особое место, особая страна. Эту страну и я люблю. Обожаю.
Беседовала Агнес Папазян