По данным Национальной комиссии, у Geocell на ноябрь 2017 года было более 1,75 миллиона абонентов, и доход компании в этом месяце составлял 13,6 миллиона лари, что является 36,69% от общего дохода мобильных операторов Грузии.
По данным председателя попечительского совета Silknet и компании ее основателя Silk Road Group Георгия Рамишвили, приобретение мобильного оператора является результатом тендера, который длился 7 месяцев.
"Семимесячный тендер завершился нашей победой при участии банковского консорциума. Наши абоненты получат самое современное обслуживание – фиксированное и мобильное", — сказал Рамишвили.
Стоимость сделки составила 153 миллиона долларов. Сумму на приобретение выделит банковский консорциум во главе с грузинским TBC Bank.
"Уже четыре года инвестор этой компании (Geocell) заявляет о выходе не только из Грузии, но и из региона. Исходя из этого, в плане капитальных расходов со стороны Geocell больших инвестиций не осуществлялось, а Silknet это сможет, так как у него есть полная поддержка TBC Bank и банковского консорциума, который мы обеспечим", — заявил основатель TBC Bank Бадри Джапаридзе.
По его словам, сам TBC Bank банк выделит кредит на покупку Geocell в размере 75 миллионов, в целом же банки выделят 120 миллионов долларов. Остальные средства вложит сам покупатель.
Опасность дуополии
Экперт Леван Джаниашвили считает, что после окончательного оформления сделки на грузинском рынке возрастет опасность олигополии.
"С этой сделкой растет шанс создания в Грузии олигополии. У нас появится два гиганта — Geocell и Magti, и третьей компании — Beeline, будет очень сложно конкурировать с этими двумя компаниями. И в этом случае Национальной комиссии по коммуникациям придется серьезно поработать, так как эти два гиганта могут воспользоваться своим доминантным положением. Речь идет о росте тарифов и неадекватно высоких ценах", — считает Джаникашвили.
Опасность монополии видит и экономист неправительственной организации "Ассоциация реформ Грузии" Бесик Намчавадзе.
"Вместе с Beeline на рынке останется только три компании. В целом, чем меньше конкуренция, тем хуже. Они смогут поднять цены, не улучшив качество, так как компания Magti в начале года подняла цены на мобильный интернет, что очень плохо для страны", — сказал Намчавадзе.
То, что сделка повредит телекоммуникационному рынку, считает и вице-президент другой неправительственной организации "Ассоциация молодых финансистов Грузии" Георгий Капанадзе.
"Это решение нанесет серьезный ущерб как телекоммуникационному рынку, так и большей части населения Грузи. Так как на рынке фактически исчезает конкуренция, и остаются только две компании Silknet и Magti", — считает Капанадзе.
При этом Капанадзе отметил, что есть опасность дуополии, так как Beeline не сможет конкурировать с двумя крупными компаниями и возможно покинет рынок.
Мнение Silknet
Несмотря на опасение экспертов, председатель попечительского совета Silknet Георгий Рамишвили возможность монополии отрицает.
"Количество мобильный компаний и количество фиксированных компаний в результате этой транзакции не изменилось. Наоборот, будут две сильные компании, которые будут конкурировать друг с другом для того, чтобы сделать и предложить грузинским абонентам лучший продукт, так как обе компании будут очень сильными, очень новаторскими, и в этом случае будет здоровая конкуренция", — заявил Рамишвили.
По его словам, есть еще третья компания мобильной связи, которая предлагает абонентом очень низкие цены. Это также означает, что никто не сможет поднять цены, и не ожидается такого роста цен, которые смогут стать проблемой для абонентов.
Что дальше
Чтобы сделка между Silknet и Geocell состоялась, ее должна одобрить Национальная комиссия по коммуникациям.
Руководитель департамента регулирования комиссии Давид Гогичаишвили пояснил, что на это может понадобится три месяца.
"Для этого определен максимально трехмесячный срок. Но он двухфазный. В течение 15 дней после обращения комиссия должна начать производство или дать согласие. После этого начнется отсчет трех месяцев, будут назначены публичные слушания", — сказал Гогичаишвили.
При этом Гогичаишвили не конкретизировал, каким именно будет ответ комиссии. Пока Silknet и Geocell — отдельные компании с отдельными предложениями.