ТБИЛИСИ, 5 фев — Sputnik. Грузия должна восстановить дипломатические отношения с Россией, чтобы иметь дополнительный канал общения с Москвой, заявил руководитель института Евразии в Грузии Гулбаат Рцхиладзе в интервью Sputnik Грузия.
Дипломатические отношения между Грузией и Россией прерваны с августа 2008 года по решению Тбилиси, в ответ на признание Москвой независимости Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии).
"Мы все равно не можем уйти от реальности, что на грузинской территории два российских посольства — в Сухуми и Цхинвали, и, если будет третье посольство в Тбилиси, это не означает, что мы их как-то признаем. Это будет означать, что мы наладили дополнительный официальный дипломатический канал общения, и мы будем влиять как-то через дипломатические отношения на ситуацию в целом. Сейчас Грузия в проигрышном положении, потому что абхазы и осетины имеют прямую линию общения с Москвой, а мы — нет", — сказал Рцхиладзе.
Что же касается вопроса Абхазии и Цхинвальского региона, то, по мнению Рцхиладзе, восстановление дипотношений не будет означать автоматического признания со стороны Тбилиси их независимости.
"Эту проблему (независимости — ред.) надо отложить на "потом" и углубляться в те моменты, которые не вызывают отторжения ни в России, ни в Грузии… Мы могли бы при желании восстановить дипотношения и в соответствующей ноте зафиксировать нашу позицию, что это не означает ни в коем случае признание Абхазии и Южной Осетии или что мы как-то согласны с российской стороной в том, что она признает эти территории в качестве независимых государств", — сказал Рцхиладзе.
В декабре 2017 года Грузия подписала контракт со швейцарской компанией SGS в рамках Соглашения о мониторинге товарооборота на грузино-российской границе, заключенного с Россией шесть лет назад. Москва оценила это как положительный шаг и заявила о готовности подписать документ.
В конце января этого года состоялась очередная встреча спецпредставителя премьера Грузии по вопросам урегулирования отношений с РФ Зураба Абашидзе с замглавы МИД России Григорием Карасиным.
За несколько дней до встречи Карасин заявил, что в Соглашении о мониторинге товаров, подписанном в 2011 году, обозначены точные географические координаты мест, отведенных для грузинской "таможенной службы" — район Казбеги на границе с Россией, место южнее реки Ингури (административная граница с Абазией) и окрестности города Гори (близ административной границы с Цхинвальским регионом). С таким пояснением сути соглашения Грузия категорически не согласна. Как заявил Абашидзе, это противоречит принципам и сущности указанного соглашения.
По мнению Рцхиладзе, подобное отношение Москвы к Тбилиси говорит о недовольстве российской стороны сближением Грузии с Западом.
"Судя по интонации и по тому, что было дано в качестве информации, переговоры, в отличие от прежних, в эти дни прошли тяжелее и условия были не те, и заявления Карасина и Абашидзе, соответственно, были более проблематичными и как-то более жесткими. Проблема там серьезная, хотя ее можно было бы урегулировать, если бы не было ситуации, когда Грузия идет только в сторону Запада, и Карасин при каждом удобном случае напоминает о том, что Грузия интенсифицирует свое сотрудничество с западным военным альянсом, и поэтому Россия смотрит на это сотрудничество Грузии с НАТО с озабоченностью", — сказал он.
Прозападная оппозиция Грузии не раз настаивала на необходимости упразднения формата Абашидзе-Карасин, утверждая, что он себя не оправдал. Несмотря проблемы, существующие в грузино-российских отношениях, Рцхиладзе уверен, что неформальный диалог между Абашидзе и Карасиным является необходимым, так как дает возможность прямых переговоров с Москвой.
"Если мы не будем расширять формат и налаживать другие какие-то каналы общения, тогда закрывать это (диалог Абашидзе-Карасин) не надо. Это вообще было бы плохо. Но я не говорю, что они плохо работают, их надо закрывать и ехать домой. Я говорю, что надо искать еще другие точки соприкосновения", — заключил Рцхиладзе.
Помимо регулярных встреч в Праге Абашидзе и Карасина в условиях отсутствия дипломатических отношений между Грузией и Россией диалог поддерживается также в рамках Женевских дискуссий.