Согласно программе государственного бюджета, в 2018 году начнется новый этап системных изменений в сфере образования и науки, чтобы она стала твердым основанием для демократического, экономического и социального развития страны.
Одним из приоритетов работы правительства Грузии названо развитие системы образования страны, которая должна обеспечить школьников и студентов не только теоретическими знаниями, но и будет направлена на развитие их практических способностей.
Директор Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий считает, что существующая политика образования напрямую влияет на экономику Грузии и на общественные настроения в целом. В частности, во Всемирном докладе о счастье за 2017 год, подготовленном ООН, Грузия находится на 125-м месте из 155, и из стран бывшего СССР лишь Украина оказалась в более плохом положении.
"У многих людей есть диплом, но нет работы, либо работают не по профильному образованию. Естественно, такой человек опасен не только для себя, но и для всего общества, потому что подобные обстоятельства формируют агрессивные настроения… Все эти люди потенциально являются криминальным обществом. Мы создаем его кадрами, потому что фактически у нашей экономики не получается давать достойную работу тем людям, которые получают образование", – считает Русецкий.
Председатель Ассоциации молодых экспертов Грузии Алика Гучуа согласен, что существующие в сфере образования проблемы приводят к становлению криминального общества, которое ставит под удар безвизовый режим с Европой и бьет по имиджу страны. Тем не менее, он призывает не забывать, кто на самом деле ответственен за становление личности ребенка.
"Образование связано не только с детсадом, школой и университетом – оно должно идти от семьи в первую очередь. Когда ребенок знает, что такое добро, уважение, порядочность, тогда он знает, как вести себя в обществе. Проблема безработицы, которая существует в Грузии, связана с тем, что родители уделяют меньше внимания своим детям. Это приводит к ряду проблем, которые остаются нерешенными", – считает он.
Доктор политических наук, профессор Тамар Кикнадзе отмечает, что безработица в Грузии многим оставляет единственный выход – уехать за границу. Но из-за низкого уровня квалификации у них будут не очень престижные профессии, например, уборщика или сиделки. Однако Кикнадзе видит проблему, лежащую гораздо глубже.
"Нельзя детям в школе говорить только о западных ценностях и о том, как хорошо в Европе и Америке. Естественно, их первое желание после окончания школы или поступления в институт будет убраться отсюда и попасть в эту боготворимую Европу и Америку. Никто не растит их с душевным стремлением заниматься деятельностью тут и самим строить привлекательную и желанную страну… Любовь к родине и патриотизм абсолютно нивелированы", – считает она.
Кикнадзе подчеркивает, что для тяги к образованию в ребенке должны воспитываться определенные ценности: любовь к труду, неприязнь к криминалу, порядочность, прилежность. Но, с другой стороны, считает она, когда министр выходит и говорит, что знание географии не нужно, потому что можно "загуглить" и найти всю информацию о стране и ее населении, интерес к учебе отнюдь не повышается.
Профессор, доктор наук Нино Кунцева-Габашвили, в отличие от всех, смотрит на проблемы под другим углом, а именно: поколение, получившее образование 20-25 лет назад уже не удовлетворяет требованиям современного мира. По ее мнению, сейчас процесс обновления технологий идет еще быстрее, и существующая система образования на это не рассчитана.
"По результатам статистических данных, в ближайшие десять лет некоторые профессии исчезнут, например, финансовый аналитик, банковский оператор, туристический агент, менеджеры в гостиницах и остальные профессии, к которым очень активно готовят вузы. Они находятся в списке умирающих профессий, соответственно, те люди, которые сегодня получают это образование, в ближайшем будущем уже обречены на безработицу", – предупреждает Кунцева-Габашвили.
Кроме того, профессор подчеркивает, что за 20 лет кроме банковского сектора ни одна индустрия в Грузии не смогла развиться. В связи с этим, по ее мнению, нужно определить, что является потенциальным сектором развития экономики страны и позаботиться о сотрудничестве государственного и бизнес-сектора. Затем останется начать подготовку тех кадров, которые могут пригодиться в будущем.
Помимо основных тезисов были рассмотрены и другие вопросы. Например, как исправить ситуацию, когда люди тратят на учебу много денег и, в частности, времени, за которое можно получить нужные рабочие места и без диплома. По мнению экспертов, нужно проводить реформу образования, в разработку которой будут включены как министерство образования, так и неправительственные организации.
Также участники дискуссии назвали основные проблемы образования и науки в Грузии: низкие зарплаты у педагогов, оборудование 30-40-летней давности в учебных заведениях и отсутствие людей, которые смогут доступно рассказывать о новых технологиях и их работе. Это, по их мнению, ведет к тому, что есть деньги для проектов, есть сами проекты, но нет технических кадров, которые смогли бы работать.
Как считают эксперты, решать все проблемы нужно комплексно, потому что они взаимосвязаны. Также необходимо поставить правильный "диагноз" сложившемуся положению и осуществлять системный подход к его исправлению, потому что отдельными шагами добиться чего-либо будет сложно.