Диплом о четырехлетнем образовании на факультете журналистики я положил под сукно и вывел из гаража автомобиль, закрепив на нем желтый трафарет такси.
Обгоняй! Обгоняй! Обгоняй всех водителей такси, чтобы не потерять "клиентов", если хочешь, чтобы голосующий у проезжей части потенциальный пассажир из пяти остановившихся автомобилей выбрал твой. И если в этот момент ты нарушишь правила движения, то этим все равно никого здесь не удивишь: ты ведь такси – король дорог и сам себе начальник!
По неофициальной статистике, в столице на каждые 14 пассажиров приходится одно такси. Это довольно странный показатель. Из-за такой конкуренции и без того не Бог весть какой доход таксистов буквально тает на глазах.
Некоторые из них в день, в общей сложности, зарабатывают 15-18 лари. А в конце месяца замена амортизированных деталей обходится им во столько же, сколько они выработали за 30 дней. Такова реальность, в которой сегодня приходится работать водителям такси в Тбилиси.
После восьмичасового рабочего дня я посчитал свою дневную выручку — 14 лари. У меня было всего четыре пассажира. Троим из них не удалось договориться по поводу размера платы с остановившимся передо мной таксистом, а один оказался моим другом, которого я, разумеется, подвез по очень льготной цене.
В США экономисты Стэнфордского университета выяснили, что водители такси-женщины зарабатывают на 7% меньше, чем мужчины. А причина в том, что слабый пол избегает работы по ночам, они также осторожны на дорогах, управляют машиной без спешки и меньше нарушают правила дорожного движения.
Не удивляйтесь, если в каком-то районе вам доведется "пересечься" с водителем такси, который плохо ориентируется на столичных улицах – таких немало в Тбилиси, приехавших из регионов на заработки, заблудившихся в большом городе…. Профессиональная солидарность предполагает не бросать в беде "братьев по рулю", обязывает помочь им выбраться из "бермудского треугольника" и благополучно добраться до трассы… Наиболее смекалистые и предприимчивые водители такси, слабо знающие тбилисские дороги, уже заключили договора с частными компаниями, оснастили автомобили планшетными компьютерами, инсталлировав программу карты города.
Часть компаний рассчитывает размер платы за услуги такси в соответствии с расстоянием. И тут тоже водители не растерялись и пассажиров, так же плохо знающих город, как они, возят не по самому короткому пути…
Вообще, быть водителем такси – одно из самых утомительных, но в то же время интересных занятий. Я в этот день чуть ли не дважды объездил Тбилиси и наслышался от пассажиров столько историй (вымышленных и правдивых), что, думаю, для размышлений хватит надолго… Узнал, к примеру, что Ница мечтает быть матерью, Мариам – аниматор и влюблена в свое дело, а вот Георгий собирается уехать за рубеж…
Вечером подвозил пожилую женщину, судя по всему коренную жительницу столицы, как она сама представилась – бабушку Цисану. Она просила повезти ее на одну из улиц в центре города. До того, как сесть в машину, с испытующей улыбкой поинтересовалась, знаю ли я дорогу к пункту назначения… Я вежливо спросил, почему у нее возник этот вопрос, хотя уже понял, что ей не раз приходилось сталкиваться с водителями, мало знающими город. В салоне автомобиля она начала беседу – рассуждала о пенсиях, рассказывала о внуках. Мне удалось лишь пару раз вставить слово. А все остальное время бабушка Цисана с удовольствием излагала свои мысли вслух.
Увлеченный ее монологом, я, полагаю, "заработал" немало штрафов за нарушения на дороге и теперь с ужасом буду ждать квитанций, которые получу за них на дому…
Невзирая на множество сопутствующих проблем, водители такси не могут бросить это занятие, поскольку иного дохода им найти не удалось, да и получить другую работу уже отчаялись.
В часы пик, во время "пробок" в городе, опытные водители предпочитают отдыхать на "бирже" и пережидать, играя в карты и рассказывая о том, какими новостями с ними делились пассажиры, рассуждая о плюсах и минусах новых законопроектов, сетуя на безработицу в стране, обсуждая злободневные темы и мировые новости.
А позже все снова отправляются "по коням". И снова пассажиры, тбилисские улицы и улочки с новыми и устаревшими названиями, рассказы и рассуждения о смысле жизни, о том, как было раньше и как сейчас. Словом, стандартный рабочий день водителя тбилисского такси.